Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни путем обеспечения доступности образования
Автор: Виноградова Наталья Игоревна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 371 раз
Библиографическое описание:
Виноградова, Н. И. Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни путем обеспечения доступности образования / Н. И. Виноградова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/87/ (дата обращения: 18.12.2024).
…Новая школа - это школа для всех.
В любой школе будет обеспечиваться успешная
социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей,
оставшихся без попечения родителей,
находящихся в трудной жизненной ситуации…
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
По данным Министерства образования и науки РФ на начало 2009 года в России было зарегистрировано 534 тысяч детей-инвалидов. В 2009-2010 учебном году в обычных классах обычных школ обучалось 142 659 детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148 074 детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах - 210 842 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.
Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование.
В 2009 году на территории Тверской области, как и на всей территории Российской Федерации, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» было принято решение о реализации мероприятий по созданию условий для организации дистанционного образовании детей-инвалидов. Сегодня можно говорить о первых результатах данной деятельности.
На первом этапе была разработана концепция и структурно-функциональная модель организации дистанционного обучения детей - инвалидов на основе формирования базы данных по детям-инвалидам, проживающим в Тверской области. Она включает:
Анализ передового опыта организации дистанционного обучения в Российской Федерации, в том числе зарубежного (условия обучения детей-инвалидов, нормативно-правовых документов).
Анализ ситуации по образованию детей-инвалидов в Тверской области.
Оценку готовности детей-инвалидов Тверской области и их родителей или законных представителей к дистанционному образованию.
Структурно-функциональную модель организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.
Методические рекомендации по подготовке детей-инвалидов и их родителей к обучению в дистанционной форме.
Примерные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность всех участников образовательного процесса при организации дистанционного обучения детей-инвалидов (финансирование, организация, кадровое и материально-техническое обеспечение).
Экономические расчеты реализации проекта по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.
Изучение общественного мнения на проблемы обучения детей-инвалидов в Тверской области.
Информационные материалы для формирования положительного общественного мнения об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.
На основе данного исследования были сформированы реестры педагогических работников и детей-инвалидов, включенных в проект; началась работа по поставке и подключению специализированного оборудования в центры дистанционного образования, педагогам, детям.
Фото 1. На 1 фотографии изображено рабочее место ребенка – инвалида. Базовая аппаратная платформа комплекта программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов включает в себя двухъядерный процессор с базовой тактовой частотой не менее 2,5 ГГц и кэш-памятью 2-го уровня не менее 3Мб.
Помимо технической
поддержки данного проекта требовалась методическая поддержка
преподавателей, обучающихся, родителей.
Было принято решение о
создании «Виртуальной школы».
Она активно наполняется цифровыми образовательными ресурсами. В школе школы педагоги, психологи, родители могут поделиться опытом организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обменяться мнениями, изучить и практически освоить новые методики и программы, а учащиеся - активно обучаться по выбранным общеобразовательным предметам. В настоящее время в области включено в проект по дистанционному образованию 177 обучающихся, в 2011 году к ним добавится еще 80 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система образования в современной информационной России переживает глубокие изменения. Различные образовательные учреждения трансформируются в результате реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности дистанционного образования детей, в том числе для детей с инвалидностью, для которых «дистант» порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. И.И. Лошакова пишет: «…Очевидно, качество человеческих ресурсов в обществе зависит не только от качества учебной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта, социальной компетентности, в частности, умения использовать меняющихся ситуации и управлять жизненными обстоятельствами. С нашей точки зрения, социальную компетентность можно развивать, если осуществить задачу расширения доступа социально-уязвимых групп населения к социальным благам и престижным каналам социализации, тем самым предотвращая понижения их социального статуса…».
Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.