Сущность, критерии и показатели готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со сверстниками
Автор: Лунева Елена Сергеевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1157 раз
Библиографическое описание:
Лунева, Е. С. Сущность, критерии и показатели готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со сверстниками / Е. С. Лунева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/90/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье раскрыта сущность готовности подростков к выбору конструктивной стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также его критерии и показатели.
В нашем исследовании мы выделяем два основных подхода к определению «готовность к деятельности»: функциональный и личностный.
Представителями функционального подхода являлись Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, точнее как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.
Один из сторонников данного подхода Н.Д. Левитов определяет «готовность» как функциональное состояние, «фон», на котором происходят психические процессы» [8].
Для нашего исследования заслуживает внимания выдвинутая К.К.Платоновым концепция о подструктурах личности, которая предполагает выделение в структуре готовности трех взаимосвязанных сторон таких как: моральную готовность, психологическую и профессиональную Качества, определяющие моральную готовность, К.К. Платонов относит к социально-обусловленной стороне личности, психологическую - к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную - к опыту личности [9].
Сторонниками личностного подхода являлись Е.Г. Козлов, В.А. Крутецкий, В.М. Мельников и другие, определяя готовность как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью.
Например, В.А. Крутецкий предлагал называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности [6].
Е.Г. Козлов и В.М. Мельников объясняли «готовность» как целостный феномен личности. Они утверждали, что она складывается из трех факторов: направленности на результат, психической направленности и эмоциональной устойчивости.
Итак, данные ученые, являлись представителями личностного подхода, объясняли готовность как устойчивую характеристику личности.
Применительно к готовности конструктивного поведения подростков в конфликтной ситуации, мы предложили опираться на функциональный и личностный подход одновременно, как взаимодополняющие друг друга.
Функциональными составляющими готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации являются способности к рефлексии и прогнозированию.
Рефлексия (от позднелатинского «reflexio» – «обращение назад», отражение), в большой советской энциклопедии раскрывается как форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [3].
Известный психолог С.Л. Рубинштейн писал о рефлексии: «С появлением рефлексии связано философское отношение к жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. Другими словами, личность как субъект жизни в каждой ситуации действует в соответствии с необходимостью реализации смысла жизни, что требует от нее большой сознательности и ответственности» [10].
Таким образом, рефлексивные способности, способствующие формированию готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации предполагают анализ и осмысление произошедшей ситуации, и проектирование определенных действий в будущее.
Одной из составляющих функциональной готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации являются прогностические способности.
Ученые определяли прогнозирование как познание будущего на основе осознанного мыслительного поиска (А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Менделевич, В.Д. Шадриков и др.). В своих исследованиях ученые раскрывали различные аспекты опережающего отражения, антиципации.
Так, Б.Ф. Ломов под антиципацией понимал способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий [7].
Ученый А.В. Карпов определил прогнозирование как метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего и как регулятивный процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации [5].
В исследованиях И.В. Бестужева-Лады прогнозирование раскрывается как одна из форм антиципации, «как специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [1]. По его мнению, прогнозирование носит целенаправленный характер, обязательным условие которого является сознательная постановка цели получения прогноза и исследуются и подбираются основания для его построения.
Таким образом, способности подростков к прогнозированию способствуют формированию готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации. Они проявляются в предвидении ситуации в будущем и в построении прогноза конфликтной ситуации, в которую включает взрослеющий человек.
Эмпатия (от греч. pathos — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ете», означающим направление внутрь). Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем.
Изучением эмпатии занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.П. Василькова, Т.П. Гаврилова, Л.П. Калининский, И.М. Юсупов.
Понимание рассматриваемой дефиниции среди ученых не однозначно. Эмпатия определяет как эмоциональное состояние, возникающего у индивида при виде переживаний другого. При этом одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возникающим по механизму эмоционального заражения, т. е. непроизвольно и неосознанно, а другие признают роль разума, рационального восприятие человека.
А. П. Василькова определяет особенности, для высокоэмпатичных людей характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для низкоэмпатичных — замкнутость, недоброжелательность [4].
Для нашего исследования представляют интерес позиции А. А. Бодалева и Т. Р. Каштановой, которые отметили, что широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию [2].
Таким образом, эмпатийные способности подростков способствуют формированию готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации. Они проявляются в принятии и осознании позиции другого человека.
Обобщая сказанное о функциональном компоненте готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации, мы пришли к выводу о том, что процессы рефлексии и прогнозирования взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как в их основе лежат общие мыслительные операции. Это позволяет рассматривать их как единый механизм готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации.
Итак, под готовностью подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации мы понимаем такой уровень его личностного развития, при котором он становится способным к разрешению возникшего во взаимодействии со сверстниками противоречия посредством рефлексии и прогнозирования и, тем самым, к социальному саморазвитию.
Осмысление феномена конфликтной ситуации, а также введенное нами понятие позволили определить структурные компоненты и сформулировать критерии и показатели готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации.
Личностную составляющую готовности подростка к конструктивному поведению в конфликтной ситуации составляют эмоциональный («Я чувствую»), мотивационный («Я хочу»), когнитивный («Я знаю) и собственно поведенческий («Я делаю») компоненты готовности. Их формируют, с одной стороны, предметные потребности человека, связанные с включением в первичные и другие контактные группы, с другой стороны, соответствующие социальные ситуации.
В соответствии с перечисленными компонентами выделяются четыре критерия, каждый из которых отражается в эмпирических показателях.
Обобщенная система критериев и показателей готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации представлена в табл.1.
Таблица 1
Критерии и показатели готовности подростков
к конструктивному поведению в конфликтной ситуации
Компонент готовности к конструктивному поведению |
|
|
|
Рефлексивные способности |
Прогностические способности |
||
|
Открытость переживаний для окружающих, с которыми происходит взаимодействие. |
Переживание, связанное с определенным периодом времени, когда возникла конфликтная ситуация. |
|
|
Потребность в получении знаний о себе и своем месте среди сверстников. |
|
Направленность на конструктивное решение противоречий |
|
|
Способность понять последствия конфликтной ситуации |
|
|
Самоанализ, самооценка, идентификация себя с определенной социальной группой, отличающейся ценностно-смысловыми установками |
|
Самостоятельный осознанный выбор конструктивной стратегии поведения в конфликтных ситуациях со сверстниками. |
Представленные критерии и показатели готовности подростков к выбору конструктивной стратегии поведения в противоречиях со сверстниками, были выделены нами в рамках исследования по изучению особенностей социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций подростков.
-
- Литература:
Бестужев-Лада, И.В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Наука, 1982.
Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико методологические аспекты изучения эмпатии в книге: Групповая психотерапия при неврозах и психозах / Под ред. Карвасарского Б.Д, и Музеренко В.А. - Л.: ЛНИПИ, 1975, - с. 11-19.
Большая советская энциклопедия. – М, 1958
Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1998.
Карпов А.В., Психология менеджмента [Текст] / А.В. Карпов.-М.: Гардарики, 2005.- 584 с.
Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.
Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков. – М.: Наука, 1980. – 280 с.
Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. высш учеб заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
Платонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / К.К. Платонов. – М. : Наука, 1972. – 312 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488