Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арифулин, А. Н. Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов / А. Н. Арифулин, Н. С. Гусева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/96/ (дата обращения: 19.12.2024).

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения - первое звено педагогов встречающее ребенка на пути его развития, дающее ему ту основу знаний и умений, от прочности которой зависит будущее развитие человека и становление его личности. Для достижения наиболее высоких результатов своей деятельности коллектив работников дошкольного учреждения должен представлять собой слаженный механизм, работающий как единое целое, направляя все усилия на воспитание в каждом ребенке личности, способную строить жизнь, достойную Человека [3, с. 51].

В связи с вышесказанным сплочение педагогического коллектива, в дошкольном образовательном учреждении, видится очень важной и актуальной проблемой.

Так, с целью создания и усиления сплоченности участников образовательного процесса и повышения эффективности их взаимодействия, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №9 «Ручеек» города Владимира был разработан и проведен ряд мероприятий. Основными теоретическими и практическими приоритетами явились укрепление и совершенствование следующих составляющих коллективной работы: отличия группы и команды, командная работа, влияние целей участников на сплочение и командную работу, определение роли и важности каждого участника, принятие ответственности за свой вклад в решении общих задач, учет личных способностей и интересов, адаптация в коллективе.

Основанием для проведения данной работы стало социометрическое исследование [1, с. 47], проведенное педагогом-психологом в начале учебного года (2009-2010), в результате которого была выявлена раздробленность педагогического коллектива на микрогруппы (рис. 1).

Рис.1. Социограмма на начало проводимых мероприятий.


Определение уровня групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива (ЦОЕ), по методике В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой [2, 131], показало средний уровень.

Для решения данной проблемы был внедрен ряд мероприятий основанных на совместном взаимодействии и не выходящий за рамки педагогического процесса, так как основывался на деятельности художественного руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, старшего воспитателя и заведующей.

Так в традиционных праздничных утренниках (осенние и новогодние праздники, 23 февраля, 8 марта, выпускной) художественным руководителем целенаправленно было использовано значительно больше ролей, которых играли взрослые, благодаря чему участие в данных мероприятиях принял практически весь педагогический состав.

В рамках как собственно физкультурных развлечений, так и соревнований в рамках других проводимых праздников принимали участие воспитатели и специалисты. Центральное место в данном блоке заняли два физкультурно-спортивных праздника. В первом соревновались следующие команды: мальчики подготовительной группы, девочки подготовительной группы, и две команды составленных из педагогического коллектива МДОУ. Во втором мероприятии команды были смешанные и состояли из одного мальчика подготовительной группы, девочки подготовительной группы и двух педагогов (всего было участвовало четыре команды). Данные соревнования были направлены на развития чувства единства, сплоченности, ответственности за коллектив, осознание того, что все твои действия влияют не только на тебя, но и на всех членов команды.

Для сплочения коллектива был проведен психологический тренинг «Катастрофа в пустыне» в процессе, которого участникам были предложены различные ситуации для решения, которых необходимо было придти к совместному решению. Данная игра была направлена на групповую сплоченность коллектива, на развитие личностно-ролевого потенциала группы.

В рамках повышения профессионализма регулярно принималось участие в городских и областных конкурсах, в подготовке к которым целенаправленно задействовался весь коллектив с целью создания дополнительных условий совместной деятельности и в избегании взваливания всего на плечи самых активных. Внутри МДОУ был проведен конкурс педагогического мастерства под девизом «Не «рядом», не «над», а все вместе» с целью обеспечения условий для повышения престижа воспитателя, самоутверждения, уверенности в способности повысить уровень профессионального мастерства педагога за счет участия в реализации общей идеи, развития кругозора, здоровой конкуренции педагогов в рамках профессионального самосовершенствования.

На проводимых педагогических советах регулярно озвучивались результаты проведенных мероприятий, отмечалась работа индивидуальная, групповая и командная работа.

Рис.2. Социограмма после проведенных мероприятий.

Повторно проведенные социометрия, определение ценностно-ориентированного единства и уровня групповой сплоченности на конец учебного года, выявили положительную тенденцию в объединении разрозненных элементов в единое целое. На рисунке 2 наблюдается четкое сближение отдельных личностей и микрогрупп в общий коллектив, что значительно отличает итоговые результаты от первоначальных.

Положительным результатом является и наметившаяся тенденция увеличения показателей ценностно-ориентированного единства коллектива и уровня групповой сплоченности, которые достигли границы среднего и высокого уровня (Рис. 3.).


Рис. 3. Динамика ценностно-ориентационного единства коллектива и уровня групповой сплоченности на начало и конец учебного года.


Из полученных данных можно сделать вывод, что совместная работа, построенная на основных направлениях деятельности и работе специалистов, а так же на индивидуальных интересах педагогов, как в рамках проведения мероприятий, так и подготовки к ним, создали положительную тенденцию в развитии межличностных отношений внутри коллектива и способствовали большему сплочению в процессе профессиональной деятельности, а так же формированию ценностно-ориентационного единства.

Сплочение педагогического коллектива и активизация творческого потенциала воспитателя, формирование установки на применение инновационных технологий педагогики в учебно-воспитательном процессе, с осознанием важности собственной деятельности, как неотъемлемой части общей работы, ощущение единства с коллегами и уверенность в их помощи и поддержке – необходимые условия формирования правильной и результативной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Помимо участия и проведения совместных мероприятий, как и подготовке к ним целесообразно осуществление интеллектуального развития воспитателей, направление на овладение и использование технологий педагогической поддержки в наиболее приемлемых формах личностно-ориентированного воздействия, определение ресурсов для формирования активной профессиональной позиции педагогов.

Необходимым элементом данной работы видится создание картотеки форм, приёмов и методов педагогической поддержки, которые с течением времени, накапливаясь и совершенствуясь, создадут тот необходимый арсенал знаний и подходов, который позволит решать поставленные задачи при работе с коллективом.

Важным аспектом работы является совершенствование формирования культуры общения между педагогами, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями дошкольников, проведение психолого-педагогических мероприятий с воспитателями направленных на снятие эмоциональной нагрузки, на повышение настроя готовности к творческой работе, осознание своей профессиональной роли, закрепление навыков взаимодействия членов педагогического коллектива для решения общих задач.

Регулярный мониторинг ценностно-ориентационного единства коллектива и групповой сплоченности, отслеживание психо-эмоционального состояния позволит более четко отражать обстановку в коллективе и давать возможность ее коррекции.


Литература:
  1. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351с.

  2. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.

  3. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.- 490 с.

  4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, групповая сплоченность, подготовительная группа, дошкольное образовательное учреждение, командная работа, ценностно-ориентационное единство коллектива, педагогическая поддержка, положительная тенденция, ряд мероприятий, художественный руководитель.

Похожие статьи

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Реализация социально-педагогических предпосылок повышения эффективности процесса развития профессионального долга у обучающихся формами социального воспитания

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Мониторинг средовых факторов образовательного пространства как условие сохранения здоровья школьников

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Похожие статьи

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Реализация социально-педагогических предпосылок повышения эффективности процесса развития профессионального долга у обучающихся формами социального воспитания

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Мониторинг средовых факторов образовательного пространства как условие сохранения здоровья школьников

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми