Оздоровление детей в группах компенсирующего типа
Автор: Ерёменко Татьяна Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 336 раз
Библиографическое описание:
Ерёменко, Т. И. Оздоровление детей в группах компенсирующего типа / Т. И. Ерёменко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/678/ (дата обращения: 19.12.2024).
Культивирование здорового образа жизни - приоритетная задача.
Диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности в нашем МДОУ выдвинуто в ряд наиболее значимых, т.к. около 50% от всех детей от 5лет и старше, составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
На сегодняшний день состояние здоровья детей подготовительной логопедической группы: старшей логопедической группы:
1 группа здоровья: 6 1группа здоровья - 2 ребенка
2 группа здоровья: 4 2группа здоровья - 10 детей.
У 20 детей ОНР III уровня, 2 ребенка – II- III уровень.
Недоразвитие речи и ее отдельных компонентов проявляется в нарушениях фонетических, грамматических, лексических и сильно влияет на развитие других психических процессов. Отставание развития речи отражается на формировании учебных навыков, вызывает трудности общения.
Поэтому приоритетным направлением работы в логопедических группах выступает познавательно-речевое развитие, коррекция и оздоровление детей, что должно способствовать подготовке ребенка к школе.
В начале учебного года были проведены обследования детей ст. медсестрой, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателем. По его результатам выстроена картина физического и психического развития каждого ребенка.
Определен индивидуальный маршрут развития.
Выявляются динамика и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе.
Успеху всей коррекционно-образовательной работы способствует создание психологического комфорта воспитанников, положительного микроклимата в общении со сверстниками, раскрытие потенциала каждого ребенка, предоставление возможностей для самовыражения, развития коммуникативных навыков и творческих способностей. Логопедические занятия сами по себе скучны и однообразны, поэтому игры должны регулировать психоэмоциональное состояние детей. Поиск новых игр и методических приемов направлен на повышение эффективности обучения детей с ОНР, например игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы. Это «Этюды М. Чистяковой», в которых ребенок имеет возможность выразить радость общения, показать ласку и грусть, обиду и робость, доброту и тревогу и т.д.
Радостные эмоции от общения повышают мотивацию к занятиям.
Познавательно-речевое направление интегрирует в себе формы и средства работы по развитию речи; активизация и обогащение словаря, правильные грамматические конструкции, навыки связной речи, правильное звукопроизношение.
Каждое познавательное занятие обязательно имеет физкультурную паузу, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, релаксационную минутку, упражнение по развитию речевого дыхания и выработке сильной воздушной струи или наоборот плавной. Детям, у которых недостаточно выработана воздушная струя, рекомендуется надувать воздушные шары дома с родителями.
*Пальчиковые игры позволяют превратить скучные занятия в увлекательные: « Посолим суп», «Птички»и др.
*Использование фольклорных форм: потешек, чистоговорок, стихов, считалок, скороговорок способствует выработке четкой дикции и чистой речи.
*Артикуляционная гимнастика помогает развитию мышц языка, губ, гортани, мимических мышц, приучает « язычок слушаться». Особой популярностью пользуются мимические разминки, стимулирующие развитие мимических мышц: «Вкусное варенье», «Спать хочется», «Слоники» и др.
У детей часто изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса.
Физкультурно-оздоровительное направление включает проведение дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. Дети учатся технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, пассивный выдох через рот или нос. Они приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме: Часики, Китайский болванчик, Шаги, Погончики, Насос и т.д.
Эти упражнения учитель-логопед проводит совместно с инструктором по физической культуре в утренние часы.
Упражнения на развитие динамической координации хорошо знакомы и доступны детям. Они используются в качестве физминуток и жизненно необходимы детям – логопатам для того, чтобы снять напряжение после сидения на занятиях. После такого короткого активного отдыха у детей улучшаются показатели двигательной сферы, осанки, двигательной памяти и фонематического слуха. Внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Это происходит потому, что кратковременные физические упражнения, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
Художественно-эстетическое направление включает логоритмические занятия, театрализованную и изобразительную деятельность.
Логоритмические занятия включают элементы оздоровительной направленности: ОРУ, работа над певческим дыханием, простейшие приемы массажа, ПГ, массаж пальцев, гимнастика для глаз. Их цель – содействие преодолению речевого нарушения с использованием музыкальных средств. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или более медленный, чем общий заданный ритм.
Театрализованная деятельность стимулирует творческую активность, повышает мотивацию речевого общения. Разные виды театральных спектаклей позволяют использовать их во всех режимных моментах, на индивидуальных и групповых занятиях, в играх, в свободной деятельности. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Игра с куклой помогает правильно строить диалог. Драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи. Занятия театральной деятельностью помогают преодолеть переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.
Особое внимание уделяем развитию ручной моторики в ИЗО деятельности, привлекая детей к работе с бумагой, картоном. Детям нравится работать с глиной, соленым тестом, пластилином, с природным материалом.
Большое значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет семейное воспитание. Вовлечение родителей в здоровьеформирующую деятельность – это важная задача. Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.
Система работы по оздоровлению детей с ОНР позволяет:
*повысить сопротивляемость организма у детей, уменьшить число часто болеющих детей;*повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи *включить родителей в единый учебно-воспитательный процесс.