Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения / С. Р. Гаджиева, Назим Телман Шамилов, Т. И. Алиева [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/720/ (дата обращения: 17.10.2024).

В современном мире мы сталкивается со множеством проблем. Однако существует целый ряд проблем, которые являются общими для всех. Перенаселенность планеты, дефицит и качество питьевой воды, загрязнение воздуха и глобальное потепление, глобальные пандемии, опустынивание, деградация почв и нехватка продовольствия, кислотные дожди и разрушение озонового слоя, утрата навсегда тысяч видов растений и животных, массовое размножение патогенных вредителей, промышленные аварии, радиация, гибель малых рек, гибель природных систем в зоне военных действий… Это проблемы экологии.

Несколько десятилетий назад термин «экология» стал широко использоваться при обсуждении проблем химии, медицины, философии, экономики, литературы, политики. Произошла экологизация общественно- производственной, научной сферы.

Экология из биологической науки превратилась в системный блок наук, объединяющих гуманитарные, естественные и точные науки, так же как философия в Древней Греции. По словам академика А.В. Яблокова: «Экологический подход стал всеобщим, и сейчас трудно говорить об экологии как отдельной науке; это, скорее, особое видение любого предмета исследования – от человеческой культуры до внутриклеточных процессов». В настоящее время экология разделилась на ряд научных дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки, но в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биологии. Поэтому экологию понимают как дисциплину, изучающую общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня.

В современном широком понимании экология – это область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой совокупности.

В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.

Цель природоохранительного образования неразрывно связана с общими целями нашего общества. Цель этого образования, как формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.

Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Необходимо в рамках обучения по всем школьным предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека. Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимосвязи, взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде. Изучив состояние научной разработанности вопросов экологического образования школьников, была поставлена следующая цель: проанализировать современное состояние вопросов экологического образования в средней школе и попытаться найти пути его совершенствования.

В связи с выбранным направлением работы были определены и задачи исследования:

  • осветить основные вопросы экологического образования и воспитания (цели, задачи, направления, принципы, формы);

  • рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и воспитания при изучении курса химии в восьмом классе;

  • подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования в урочной и внеурочной деятельности и проверить их эффективность на практике.

В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:

  • первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены;

  • вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующих в материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и природа составляют неотделимое и противоречивое целое);

  • четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловлены отсутствием или недостатком мер в регулировании взаимодействия общества и природы, а не научно-техническим прогрессом;

  • пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений.

Исходя из этих методологических основ, образование в области защиты и улучшения среды человека должно давать ясные и научно-обоснованные знания по основным экологическим вопросам современного общества.

Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования.

1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.

Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах.

2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды. Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы, защиту ее от загрязнения. Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе всего человечества. "Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом".

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, биологическая наука, междисциплинарный подход, область защиты, природа, природная среда, Сохранение природы, улучшение среды человека, экология.

Похожие статьи

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания

Социально-педагогическая необходимость (потребность) в развитии мировоззрения у будущих учителей

Непрерывное образование как объективная необходимость профессионального совершенствования личности

Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования

Похожие статьи

Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания

Социально-педагогическая необходимость (потребность) в развитии мировоззрения у будущих учителей

Непрерывное образование как объективная необходимость профессионального совершенствования личности

Педагогическая социализация как условие гражданского становления будущих педагогов

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования