Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения
Авторы: Гаджиева Севиндж Рафик кызы, Шамилов Назим Телман, Алиева Тарана Ибрагим кызы, Пашаева А.А., Велиева Зарифа Талыб кызы
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 2945 раз
Библиографическое описание:
Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения / С. Р. Гаджиева, Назим Телман Шамилов, Т. И. Алиева [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/720/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном мире мы сталкивается со множеством проблем. Однако существует целый ряд проблем, которые являются общими для всех. Перенаселенность планеты, дефицит и качество питьевой воды, загрязнение воздуха и глобальное потепление, глобальные пандемии, опустынивание, деградация почв и нехватка продовольствия, кислотные дожди и разрушение озонового слоя, утрата навсегда тысяч видов растений и животных, массовое размножение патогенных вредителей, промышленные аварии, радиация, гибель малых рек, гибель природных систем в зоне военных действий… Это проблемы экологии.
Несколько десятилетий назад термин «экология» стал широко использоваться при обсуждении проблем химии, медицины, философии, экономики, литературы, политики. Произошла экологизация общественно- производственной, научной сферы.
Экология из биологической науки превратилась в системный блок наук, объединяющих гуманитарные, естественные и точные науки, так же как философия в Древней Греции. По словам академика А.В. Яблокова: «Экологический подход стал всеобщим, и сейчас трудно говорить об экологии как отдельной науке; это, скорее, особое видение любого предмета исследования – от человеческой культуры до внутриклеточных процессов». В настоящее время экология разделилась на ряд научных дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки, но в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биологии. Поэтому экологию понимают как дисциплину, изучающую общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня.
В современном широком понимании экология – это область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой совокупности.
В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.
Цель природоохранительного образования неразрывно связана с общими целями нашего общества. Цель этого образования, как формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.
Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Необходимо в рамках обучения по всем школьным предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека. Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимосвязи, взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде. Изучив состояние научной разработанности вопросов экологического образования школьников, была поставлена следующая цель: проанализировать современное состояние вопросов экологического образования в средней школе и попытаться найти пути его совершенствования.
В связи с выбранным направлением работы были определены и задачи исследования:
осветить основные вопросы экологического образования и воспитания (цели, задачи, направления, принципы, формы);
рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и воспитания при изучении курса химии в восьмом классе;
подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования в урочной и внеурочной деятельности и проверить их эффективность на практике.
В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:
первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены;
вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующих в материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и природа составляют неотделимое и противоречивое целое);
четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловлены отсутствием или недостатком мер в регулировании взаимодействия общества и природы, а не научно-техническим прогрессом;
пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений.
Исходя из этих методологических основ, образование в области защиты и улучшения среды человека должно давать ясные и научно-обоснованные знания по основным экологическим вопросам современного общества.
Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования.
1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.
Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах.
2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.
Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся к решению экологических проблем современности.
3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды. Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы, защиту ее от загрязнения. Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе всего человечества. "Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом".