Некоторые вопросы формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи
Автор: Жамолдинова Одинахон Расуловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 2001 раз
Библиографическое описание:
Жамолдинова, О. Р. Некоторые вопросы формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи / О. Р. Жамолдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/738/ (дата обращения: 16.11.2024).
В прививании молодежи опыта и навыков в определенной сфере деятельности важная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу и методике обучения, применяемой в данном процессе. В связи с этим, целесообразно создание методики обеспечивающей системность и непрерывность в формировании культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи, содействующей определения его содержания и условий. Образ жизни каждой личности формируется под воздействием ежедневно, ежечасно происходящих событий и происшествий, разнообразных изменений. Изменения во взаимоотношениях не может не оказывать влияние на психику молодежи. В результате в них повышается чувство ответственности за подбор определенных умственных, чувственных и волевых действий в отношении своей судьбы, семьи, коллектива.
Формирование КЗОЖ молодежи создает фундамент для установления следующих обстоятельств: - обладание теоретическими знаниями о факторах, оказывающих негативное влияние на жизнь и здоровье человеческой личности; - освоение теоретических знаний и практических навыков по устранению факторов, оказывающих негативное влияние на жизнь и здоровье человеческой личности; - борьба против дурных привычек (курение табачных изделий, употребление спиртных напитков и наркотических средств); - соблюдение распорядка дня; - систематически проводить физические упражнения, добиваться постоянного занятия спортом; - освоение глубоких знаний о сущности и значении правил правильного питания. Пользоваться ими в практической деятельности; - формирование ответственности за охрану и защиту личного здоровья; - проведение пропагандистско-разъяснительной работы по вопросам охраны и защиты здоровья; - обладать способностями по предотвращению различных ушибов и ранений; - получение правильного полового воспитания, знание и неукоснительное соблюдение правил личной гигиены; - организация теоретической и практической деятельности с целью воспитания в себе высоких нравственных качеств, крепкого характера, сильной воли, а также иммунитета против идей, противоречащих с идеей национальной независимости и идеологическим принципам и т.д.
С учетом того, что медико-биологические и психологически-педагогические науки и их направления вносят свою долю в формирование КЗОЖ при обучении этим сферам важно соблюдение единых требований. При формировании КЗОЖ с использованием возможностей различных наук важным фактором является соблюдение принципов формирования КЗОЖ. Среди признанных педагогических концепций в формировании КЗОЖ наибольшую значимость имеют следующие:
1. Принцип научности, проблематичности и прогнозирования. Данный принцип диктует высокоуровневую научность учебной информации по вопросам культуры здорового образа жизни. Проблематичность рассматривается в качестве условия развития мотивации познания, он предоставляет право индивидуального отбора концепций КЗОЖ и соблюдения концепций. Принцип прогнозирования представляет возможность предположения ожидаемых результатов образования и воспитания, а также возможность привести эти процессы в соответствие с изменчивыми обстоятельствами в контексте социальной динамики.
2. Принцип интегрирования. Принцип основан на сущности знаний между науками сфере КЗОЖ. Формирование КЗОЖ и внедрение в повседневную жизнь здорового образа жизни являясь законным результатом учебно-воспитательного процесса, через который обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие между различным науками и разнообразной деятельностью.
3. Принцип гуманизма. Гуманизм в процессе образования предполагает создание благоприятных условий для обучающихся, позволяющих раскрывать их творческие способности. Признается, что целью общественной жизни и главным фактором оздоровления общества является обеспечение человеческих интересов и нужд.
4. Принцип гармонизации системы человеческих интересов. Нельзя говорить о формировании КЗОЖ без осознания человеком высших аспектов бытия (смысла жизни, его целей, форм проявления, компромисс с совестью) и не разрешив проблемы с данной точки зрения. Всякое занятие, направленное на формирование и укрепление КЗОЖ необходимо начинать с формирования нравственных ценностей.
5. Принцип системности и непрерывности. Этот принцип осуществляется на основе привлечения студенческой молодежи к системе КЗОЖ во всем процессе обучения. Он предполагает постепенное освоение через группу медико-биологических и психолого-педагогических наук основ здорового образа жизни, региональных особенностей места проживания, защиты и укрепления здоровья.
6. Личностный принцип. Этот принцип предполагает учет индивидуальных особенностей личности и необходимость формирования системы знаний, навыков, интересов важных для формирования КЗОЖ отдельной личности.
7. Принцип активности. Этот принцип содействует воспитанию личности обладающего знаниями по КЗОЖ и предоставляющий условия для практического применения знаний.
8. Региональный принцип. При формировании КЗОЖ роль гармоничности отношений человека с окружающей средой огромна. Этот принцип дает возможность изучения особенностей сохранения здоровья человека в различных жизненных условиях. Региональный принцип предполагает изучения местных климатических, географических условий, что дает возможность реального осознания КЗОЖ в условиях реальной повседневной жизни.
9. Принцип профессиональной ориентации. Данный принцип дает возможность студентам высших педагогических учебных заведений по выполнению социального заказа при обучении учащихся в будущем в воспитании их в духе здорового образа жизни, получения перспективных знаний для применения их в формировании культуры здорового образа жизни учащихся.
Исследования по изучению отношения студентов к вопросам культуры здорового образа жизни показывают, что большинство респондентов (96,5%) считают необходимым соблюдение и обладание навыками КЗОЖ с целью защиты своего здоровья. На вопрос «Вы ведете здоровый образ жизни?» 22,5% студентов ответили - «нет», 16% - «не всегда», 17,5% - «частично» и 44% - «да». Из 177 студентов, ответивших «Я веду здоровый образ жизни», 45,2% курят сигареты, 22,6% не занимаются самостоятельно физической культурой, 54,8% не соблюдают режим труда и отдыха, 73,4% нарушают порядок питания. На вопрос «Кто несет ответственность за здоровый образ жизни человека» 97% студентов ответили «сам человек». Однако, когда предлагалось определить процентную зависимость здоровья человека от образа жизни, возникла следующая ситуация: 47,5% студентов считают, что 29% образа жизни зависит от здоровья, от 25% до 40% студентов, “от того, как он проживает”, от 50% до 90% опрошенных считают, что зависит от уровня медицинского обслуживания; 2% студентов затруднились ответить на вопрос. 71,5% студентов не могут соблюдать режим труда и отдыха. 32,5% студентов ложится спать после 2400 часов, а просыпается с 6 до 900. 49% респондентов засыпают до 2400 часов и просыпаются с 530 до 700. 19% студентов ложатся спать в неопределенное время и просыпаются в различное время. 46,5% опрошенных бывают на чистом воздухе от 30 минут до 60 минут, а 53,5% находятся в пределах 1-2 часа.
Режим питания соблюдают всего лишь 11% студентов, 11,5% - не всегда, 77,5% вообще не соблюдают режим. Молочные и кисломолочные продукты употребляют 46,5% опрошенных, 53,5% респондентов употребляют не каждый день, 4,5% - вообще не употребляют молоко. Местные не окультуренные фрукты, а также выращиваемые овощи и фрукты используют в пищу 71,5% студентов, а 29% студентов или вообще не употребляют или употребляют очень мало. Из белковых веществ в повседневном рационе 11% студентов составляет рыба, 22% мясо и рыбав в равной пропорции и 66,5% только мясо.
Самостоятельным (за исключением обязательных, проводимых в высшем учебном заведении) физическим воспитанием занимаются 31% студентов, 51% студентов вообще им не занимаются, 18% студентов занимаются время от времени. Из общего числа опрошенных 47,5% курит, 52,5% - не курит. 61,5% респондентов не пользуются методами контроля своего организма; 72,5% студентов – не пользуются практикой закаливания.
Известно, показатель удовлетворенности выбранной профессией оказывает огромное внимание на настроение и жизненный тонус человека. Из общего числа опрошенных 21,5% не довольны будущей профессией; 19% еще не успели определить свое отношение и не уверены, что будут заниматься выбранной профессией; 59,5 респондента удовлетворены выбранной профессией.26,5% человек вообще не употребляют спиртные напитки, 55,5% - иногда, по праздникам, 15,5% человек до 2 раз в неделю, 2,5% опрошенных употребляют часто. Довольные своим образом жизни составляют 26,5%; 73,5% - не удовлетворенные, или удовлетворенные не в достаточной степени, либо имеют претензии к собственному образу жизни.
Реагирующих на скачки погоды и давление воздуха составляют 66,5% опрошенных. О недостаточности витаминов и микроэлементов в регионе своего проживания не имеют никакой информации 41% опрошенных, 59% - указывают на дефицит йода и редко еще на какой либо элемент часто на недостаточность кальция. Препараты витаминов не употребляют 22% студентов – систематически, 9% - иногда, 69% – вообще не употребляют. На вопрос «Какие болезни относятся к профессональным заболеваниям педагогов?» 14% респондентов называют одно или два заболевания (невралгические заболевания и проблемы речевого аппарата). Из предлагаемых вариантов ответов на вопрос о факторах нарушающих здоровый образ жизни учащихся дали правильные ответы 19,5% студентов. 22% студентов здоровый образ жизни учащихся считают приоритетным фактором учебно-воспитательного процесса.
Также, студентам было предложено определить соответствующее место следующих факторов по уровню ценности: здоровье, любовь, обучение, любимая работа, хорошие отношения с родственниками, семья, культура, деньги. Исследованиями установлено различное отношение к указанным ценностям. Интересующая нас проблема духовности и культуры заняли отдаленные друг от друга места. При опросе мужского и женского состава семей, из 64% опрошенный 37,5% здоровый образ жизни поставили на первое место, 29% – на второе.
При определении культурной ценности получены следующие результаты: 1,25% опрошенных поставили культуру на первое место, 2,5% - на второе, 3% - четвертое, 3% пятое, 3,75% - шестое, 1,25% - присудили седьмое место, остальные респонденты вообще не определили место данного фактора. 67,5% респондентов понятие КЗОЖ излагают в форме синонима ЗОЖ; 32,5% затруднились ответить, ни один из студентов не приблизился к распознанию данного понятия.
На вопросы «Нужно ли вести здоровый образ жизни?», «Нужно ли систематически заниматься физкультурой, питаться рационально, соблюдать режим дня?» многие из респондентов дали положительный ответ. При анализе реальных жизненных форм этих показателей, было установлено, что с идеальными представлениями опрошенных их реальный образ жизни не совпадают между собой. Как видно, представления респондентов о здоровом образе жизни и их жизненное поведение различны, а это говорит о том, что у них еще не сформирована культура здорового образа жизни. (участниками являлись студенты не прошедшие курсы «Основы КЗОЖ»). Знания о КЗОЖ не дали положительных результатов, так как вместе с обучением не были даны ориентиры и мировозренческие представления по нравственным ценностям.
Таким образом, как показали исследования определяющего этапа, молодежь ограничивается лишь знанием составляющей структуры проблематики формирования культуры здорового образа жизни. Имеет определенную информацию о культуре здорового образа жизни, но пользуется этими знаниями в практике в недостаточную меру. Также, студенты не владеют достаточным знанием об особенностях своего региона и не учитывают их в своем образе жизни; владеют недостаточными знаниями о проблемах, связанных со здоровьем субъектов учебного процесса; не достаточны знания о факторах несущих риск здоровью, связные с профессиональной деятельностью. Следующий факт достоин внимания, студенческая молодежь недооценивает приоритетность КЗОЖ при работе с детьми.
Результаты исследования определяющего этапа показали недостаточный уровень формирования КЗОЖ у студенческой молодежи, это нас обязывает создать экспериментальную программу специального курса «Основы КЗОЖ» и разработать Концепцию гармонично развитой личности, обладающей культурой здорового образа жизни.