Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога
Авторы: Похоруков Олег Юрьевич, Козырева Ольга Анатольевна, Иванова Арина Игоревна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 115 раз
Библиографическое описание:
Похоруков, О. Ю. Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога / О. Ю. Похоруков, О. А. Козырева, А. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/741/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Роль психолого-педагогического моделирования в
современной системе педагогической науки недооценить невозможно, –
именно благодаря моделированию и педагогическому эксперименту мы
имеем совокупность инновационных средств, методов, методик и
технологий педагогического взаимодействия (воспитания, обучения,
саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации
и т.д.). Процессы самосовершенствования и самореализации субъекта
любой деятельности опосредованы социально-биологическими нюансами
субъект-субъектных и субъект-объектных взаимоотношений и
представляют собой синергетически обусловленные механизмы
социально-биологической системы, сохраняющей и преобразующей
внутреннее и внешнее пространство субъекта, где модель и ее
реализация неоднократно шлифуются системой полисубъектных связей и
объективными потребностями субъекта деятельности, находящего
реальные решения проблем с учетом пространственно-временных
ограничений. В рамках системы педагогической науки и ее разделов
студенты Кузбасской государственной педагогической академии в
соответствии с государственным образовательным стандартом используют
различные методы и средства моделирования, кроме того, все разделы
педагогики автором преподаются с использованием RP-технологии
педагогического взаимодействия, состоящей из RP-уровней.
Под RP-технологией
педагогического взаимодействия понимается
уровневая технология педагогического взаимодействия, где
практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала:
изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4
звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение
и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном
(творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная
работа по формированию культуры умственного труда, культуры
самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию
креативных (творческих) способностей, результатом которых является
определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его
взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его
жизни. Под RP-уровнями
понимается система уровневых заданий, где структурная основа
представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно
дополняющих друг друга: R
– репродуктивный уровень с различными формами, методами,
средствами репродуктивного обучения и контроля и P
– продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и
контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной
работы, мотивации учения, активности обучающихся (слушателей) и т.д.
RP-технология
педагогического взаимодействия способствует планомерному переходу от
репродуктивных форм и методов обучения и контроля к продуктивным.
- Моделирование дефиниций – это та первая ступень, которая обеспечивает планомерное, позитивное, адекватное изучение и преобразование объективной социально-педагогической действительности и, как следствие, особенностей моделей внутреннее«внешнее. Проблема моделирования определений категории «воспитание» существенно изменяет традиционные подходы к гносеолого-герменевтическому анализу деятельности современного педагога. Не редки случаи, когда мы не можем сформулировать определение того или иного изучаемого феномена, процессы которого несем, постигаем, трансформируем или реконструируем всю свою жизнь.
- Наше исследование в области моделирования дефиниций категории «воспитание» с точки зрения разнообразных методологических подходов, налагающих систему ограничений и возможностей в реализации построения не только дефиниций, но и практических инноваций, обеспечивающих решение социально-педагогических проблем и задач в условиях современного сосуществования. Гуманно-личностная педагогика не имеет права на деформацию личности, конечно добровольность моделирования дефиниций – категория субъективная, но нельзя заставить человека писать что-либо качественно, с душой практически также, как и заставить соловья петь в клетке… Опишем эту работу.
- В Кузбасской государственной педагогической академии в структуре изучения таких разделов, как «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Психолого-педагогическая антропология», «Основы профориентологии», «Социальная педагогика» посредством RP-технологии педагогического взаимодействия проводилась работа по моделированию дефиниций категорий современной педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, формирование, взаимодействие, просвещение и пр.). Возможности моделирования дефиниций категорий современной педагогики в структуре занятий, где методологические подходы современной педагогики и RP-технология педагогического взаимодействия предопределяют результат формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога и стимулируют его деятельность к моделированию и включению инноваций в педагогический процесс описана в ряде работ [1–2]. В связи с выше перечисленным можем отметить, что в зависимости от выбранной методологической основы в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание» за период с 2000/2001 уч. г по 2010/2011 уч. г. были в ходе организации педагогического взаимодействия со студентами педвуза системно выделены и опубликованы определения, характеризующие становление педагогов и педагогов-психологов как профессионалов в области научной, научно-методической и деятельностно-практической сферах профессионально-педагогического взаимодействия, причем формируя культуру моделирования определений, мы формировали культуру самостоятельной работы, культуру умственного труда и профессиональной компетентности студентов-педагогов. Приведем некоторые определения категории «воспитание», моделированные в текущем учебном году в Кузбасской государственной педагогической академии:
- Моделирование дефиниций – это та первая ступень, которая обеспечивает планомерное, позитивное, адекватное изучение и преобразование объективной социально-педагогической действительности и, как следствие, особенностей моделей внутреннее«внешнее. Проблема моделирования определений категории «воспитание» существенно изменяет традиционные подходы к гносеолого-герменевтическому анализу деятельности современного педагога. Не редки случаи, когда мы не можем сформулировать определение того или иного изучаемого феномена, процессы которого несем, постигаем, трансформируем или реконструируем всю свою жизнь.
- Воспитание с точки зрения научного подхода – это процесс формирования и развития у субъекта среды, культуры, деятельности и общения определенных морально-нравственных качеств, общечеловеческих моделей поведения, отношений, преобразования объективного в человеке и в мире с целью создания условий для успешного взаимодействия подрастающего поколения с социумом и сохранения общества в его уникальном наследии, современности и перспективах, обусловленных научным пониманием природы и сущности всех моделируемых, реконструируемых и ретранслируемых явлений (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм социокультурного пространства (поля), фасилитирующий достижение индивидуальной вершины развития каждому субъекту общества, деятельности, культуры и общения, науки и спорта, включенного в систему субъект-субъектных и субъект-объектных связей и моделей, отношений и преобразований, где планомерный результат является следствием преобразования как самого человека, так и внешнего пространства, а условия такого преобразования представляют собой принципы, мероприятия – формы, педагогические инструменты – методы, средства, технологии, особенности которых не должны нарушать целостности здоровьесберегающих аспектов саморазвития, самосовершенствования, взаимодействия (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм формирования общечеловеческих и личностно значимых ценностей, норм, правил, установок, убеждений, предпочтений, создающих условия для научно-подтверждаемых результатов гармоничного развития личности в среде, деятельности и общении, где адаптация является оболочкой внутренних преобразований, а система ценностей, компетенций, сформированности социального опыта – внутренним ресурсом человека и результатом на воздействие внешних условий и преобразований (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм личностного и социального генеза, фасилитирующий построение и организацию таких процессов, как персонификация, самосовершенствование и самореализация личности в антропологическом поле, создающем человека человеком и позволяющем продолжать нить истории, современности и перспектив, где человек является частью природы, социального пространства, культурно-исторического наследия, научного знания и эзотерии, объясняющих феноменологию антропологического знания с диаметрально противоположных позиций, благодаря коим и происходит развитие общества и каждого человека в нем (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения герменевтического подхода – это средство формирования полноценной личности, умеющей понимать, принимать, моделировать и реализовывать свои цели, формировать в себе качества, позволяющие легко адаптироваться, самореализовываться и саморазвиваться, а также создавать условия для социализации и самореализации других субъектов микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисред (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это механизм создания условий для раскрытия познавательных способностей субъекта социокультурной среды, фасилитирующий преобразование окружающего и внутреннего мира, поиск и нахождение условий и средств для определения и раскрытии способностей субъектов общества, характеризующих их с позиции самосовершенствования, саморазвития, востребованности, самостоятельности, состоятельности, креативности и устойчивости, коие являются следствием сформированной системы ценностей, социального опыта и моделей построения и преобразования объективного в человеке и вне (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения графологического подхода – это механизм создания и реализации условий, фасилитирующий моделирование объективного, личностно и социально значимого целеполагания у субъектов общества, результатом коего являются продукты антропологического в среде, культуре, науке, спорте, искусстве и религии (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – это механизм формирования и развития субъекта деятельности в трех направлениях: человек-семьянин, человек-гражданин, человек-труженик, обеспечивающий востребованность и жизнеспособность всех членов общества и восполнимость, целостность, самостоятельность и устойчивость общества в целом (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения диалектического подхода – это особый социально и личностно значимый и ситуативный вид деятельности, направленный на создание условий роста и развития субъектов социального пространства и подготовки их к выполнению определенных общепринятых социальных ролей в обществе, в котором субъект становится частью и творцом, результатом и перспективой, ценностью и развивающейся, самосовершенствующейся и самореализующейся личностью (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения информационного подхода – это процесс взаимообогащения субъектов социального пространства, построенный на основе принципов запечатления, хранения, воспроизведения, трансформации, поиска, реконструкции, ретрансляции информации, социального опыта, ценностей, мер и векторов преобразований объективного мира, согласно коим субъект деятельности, культуры, искусства, науки и спорта формирует свою внутреннюю систему восприятия, отображения и отношения к жизни, создающий и реализующий внешнее и внутреннее человека и, в конечном счете, мультисреду (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Воспитание с точки зрения культурологического подхода – это механизм развития взаимоотношений субъекта общества в системе норм культуры, где материальные и духовные ценности предопределяют поиск и результат моделирования полисубъектных связей и субъект-объектных преобразований, в коих культура является почвой и продуктом антропологического генеза, создавшего человека и среду в различных ипостасях и мерах, открывающих истину в купели культуры, науки, искусства и ее векторов трансформации (систем принципов), синергетически реагирующих на все изменения в среде, культуре и самом человеке (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
- Формирование культуры самостоятельной работы студента педагога по физической культуре сводится не только к формированию умений и навыков владения разнообразными способами фиксации информации, но и моделированию как ступени, фасилитирующей неустанный, ситуативный переход от достигнутого к желаемому, где практика и эксперимент являются средствами и результатами апробации. В таком ракурсе происходит становление педагога, включенного в систему антропологических явлений и феноменов, предопределяющих постановку и решение проблем, дилемм, задач современной мультисреды.
Литература
- 1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
- 2. Иванова, А. И. Проблема воспитания и моделирования дефиниций категории "воспитание" в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» / А. И. Иванова, О. А. Козырева, О. Ю. Похоруков // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.109-113.
- 1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.