Процесс формирования личности в чеченской народной педагогике
Автор: Саракаева Аза Хамзатовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 595 раз
Библиографическое описание:
Саракаева, А. Х. Процесс формирования личности в чеченской народной педагогике / А. Х. Саракаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/749/ (дата обращения: 16.11.2024).
Северокавказская цивилизация или культурно-исторический тип, оказавшись на перекрестке различных цивилизаций, отличается своей исторической, политической, культурной спецификой. В рамках этого типа существенное значение имеют этические, религиозные ценности, моральные поступки, характеризующие достойную личность. Все это также определяет актуальность вопросов нравственного воспитания народа, особенно молодежи, повышения идейно-нравственного уровня в процессе развития этнической культуры.
Общая ситуация духовно-нравственного состояния современного общества выражена в мыслях известного отечественного исследователя А.А. Гусейнова: «Стремление людей к успеху и благополучию опасным образом оторвало их от нравственных обязанностей по отношению друг к другу. Человек находится в ситуации противоестественного выбора между добродетелью и счастьем».1
Проблема формирования личности – одна из центральных задач в отечественной философской науке. Поступательные преобразования человеческих отношений не представляются возможными без опоры на универсальные гуманистические ценности, без которых невозможно формирование духовности, нравственности, развитие определенного уровня национального самосознания, формирование социально-ответственного, творчески активного человека-созидателя с высокой культурой поведения. Это и определяет особую актуальность вопросов духовного и нравственного воспитания народа, особенно молодежи, повышения ее идейного уровня и формирование религиозно-этической культуры.
Духовное родство между поколениями не должны прерываться. Это родство должно тянуться от поколения к поколению, ибо через преемственность поколений и сохраняются исторические нити памяти народа. И в этом залог сохранения всего духовного богатства народа. «Утрата исторических и культурных корней, по мнению профессора А.Д.Солдатенкова, – приводит к таким деформациям в развитии личности как бездуховность и безнравственность. Национальные нигилисты становятся циниками и антипатриотами».2
Именно в чеченской народной педагогике строго установлены взаимосвязь и взаимодействие следующих социальных макроструктур, выведенных известным ученым Г.Н. Волковым, который считал, что без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Неоспоримым остается тот факт, что человека легче воспитать на тех примерах, которые ближе и понятнее ему в этнопсихологическом плане (как сохранение и развитие в себе лучших черт народа).
Ян Чеснов отмечает: «В чеченской среде термин социального неравенства оказался насыщенным нравственным содержанием и получил противоположный вектор: не подавлять слабого, а воздержаться от этого, и даже защищать его».3
Наличие компонента «оьздангалла» в человека считается у вайнахов наиболее существенным. Это нечто внутренне, скрытое от посторонних взглядов, но поддерживающее и понятие «г1иллак». К примеру «оьзда-стаг» (благородный мужчина) встает при появлении не только старшего, но и младшего.
Удачное определение понятию «оьздангалла» приводит С.-М. Хасиев: «Если у личности слабый «оьздангалла», то «г1иллак» проявляется до тех пор, пока человек не окажется перед выбором между Мне и Тебе. При выборе первого «г1иллак», каким бы пышным он не представлялся самой личности и окружающим, разваливается, как карточный домик, но если у человека крепка внутренняя культура, то он краснеет, допустив какую-нибудь оплошность, даже наедине с самим собой».4
В пословицах кратко, в образной форме излагается часто основы этикета: «Хороший сын – крепость, плохой сын – горе». «Доброе слово гору сдвинуло». «Коня познаешь в дороге, молодца – вне дома» и др.
Таким образом, устойчивые общепризнанные правила являются инструментом познавания нравственных заповедей, служат средством стабилизации утвердившихся в данном этносоциуме отношений и осуществляют воспроизводство отношений в жизни новых поколений при новой социокультурной ситуации.
Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции вайнахов, как гостеприимство – образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хъошалло» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.
Про кавказское гостеприимство ходят легенды. Чеченское гостеприимство – это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбие, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение духовного общения. «В дом, в который не приходит гость, – говорят чеченцы, – не войдет и благодать».5
Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и «в том, что это приучает детей отдавать свои силы творению добра для другого человека».6 Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма.
С детства у детей развивается не только чувство гуманности, но способность к избирательному восприятию таких положительных качеств как: вежливость, трудолюбие, аккуратность, хорошие манеры поведения и т.д. и т.п.
Примечательно, что продолжает увеличиваться количество современных чеченских семей, где уделяют серьезное внимание интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей. Родители стараются прививать своим детям любовь к наукам, художественной литературе, музыке, изобразительному искусству, танцам.
Во многих чеченских семьях музыка и национальные танцы остаются и по сей день, прекрасными средствами не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Среди традиции вайнахов большое место занимает традиция патриотизма, беззаветной любви к родине. В самом деле, ведь любовь к месту, где родился, начал свой жизненный путь, рос, мужал, с которым связаны светлые воспоминания – это самое дорогое чувство, свято хранимое человеком на протяжении всей его жизни.
Даже лирические песни девушек пронизаны любовь к Родине: «Мертвым быть или совсем не родиться лучше, чем жить и в неволе томиться...»7
Выраженное в молитвенной форме, сакральное отношение к Родине формировалось у мальчиков с детства – соответственно есть и песни-молитвы:
Боже, не дай нам с родной землей расстаться.
Боже, дай счастье тому, кто намерен сражаться.
А не тому, кто чуть что, убегает в кусты.8
Человеческое благородство, национальное достоинство, по представлениям чеченцев, немыслимо без отваги и мужества, без готовности отдать свою жизнь за свободу родной Земли. Воинственность чеченских мужчин в необходимой ситуации, всегда была позитивной характеристикой.
Чеченский народ за свою долгую историю видел и пережил многое: радость побед и горечь поражений, массовые переселения в неведомые страны и края, жесткий террор, страшный геноцид, коварное, насильственное лишение земли отцов и ее новое обретение, социальный гнет и духовное порабощение. Но, тем не менее, они выжили, сохранились. И будем надеяться, будут и дальше жить. И это благодаря такому фактору, как национальная культура, национальные традиции, обычаи.
В своих традициях народ обрел могучее средство самовоспитания, то есть формирование духовного облика целых поколений. В конечном итоге это привело к становлению стойкого, цельного, духовно-богатого национального характера, определяющими качествами которого являются любовь к Родине, человеческое достоинство, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, забота и воспитание подрастающего поколения, высший долг перед семьей и обществом.
Фольклор – это средоточие и хранилище многих прогрессивных народных традиций, народной мудрости. В нем отражен нравственный, эстетический, трудовой и другой быт народа.
В фольклоре реализуется этнокультурное самосознание народа, вырабатываются символы и мифологемы, в которых оно кодируется и ретранслируется. Фольклорные формы культуры обладают повышенной воспроизводимостью, они располагают специфическими каналами оборотного воздействия на народное сознание, пробуждая определенные установки, мотивации, ожидания и соответствующие им формы и способы деятельности.
Академик Пельше говорил: «Надо помнить, что народное искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых и религиозных условий, в каких веками жил данный народ – они определили и содержание, форму песен, сказаний, танцев, костюмов».9 Вместе с тем устное народное творчество было средством огромного воспитательного воздействия не только на подрастающее поколение, но и на народные массы в целом, ибо заложенные в нем трудовые и нравственные идеи неисчерпаемы.
Прогрессивные писатели и педагоги второй половины прошлого века В.Г.Белинский, Н.А.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, В.Я.Стоянин и другие неоднократно указывали на необходимость использования произведений устного народного творчества, содержащих мудрые мысли наших предков, помогающих в правильной жизненной ориентации человека. Это позволяет оценивать народную поэзию как активное, продуктивное средство воспитания подрастающего поколения, раскрывающее высокие идеалы того или иного народа, возбуждая в ней чувства национальной гордости, трудолюбия и другие чувства.
В наши дни особенно сказывается влияние народных традиций на дальнейшее развитие общественной практики. Труд, творчество, ремесло, воспитание и обучение - практически все питало фольклор и черпало из него знания и опыт. И теснее других с народной традицией связано учение и воспитание: без них невозможно и бессмысленно представить остальные социальные функции фольклора.
Таким образом, прогрессивные идеи и традиции, отраженные в разных жанрах фольклора, являются эффективным средством в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
-
- Литература:
Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995.
Солдатенков А.Д. Патриотизм - основа духовно-нравственного воспитания. – М.: МГОПУ, 1998.
Ян Чеснов. Указ. соч. № 5, 1994.
Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. – Грозный, 1994.
Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. – Грозный, 1992.
Сухомлинский В.А. Видение гражданина. – М., 1971.
Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. – Грозный, 1969.
Пельше. Олимпиада искусств / Советское искусство, 8.08.1932.
1 [Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995. - С. 20-21.]
2 [Солдатенков А.Д. Патриотизм - основа духовно-нравственного воспитания. – М.: МГОПУ, 1998. С. 4.]
3 [Ян Чеснов. Указ. соч. № 5, 1994.]
4 [Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. – Грозный, 1994.]
5 [Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. – Грозный, 1992. С. 104.]
6 [Сухомлинский В.А. Видение гражданина. – М., 1971. С. 23.]
7 [Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. – Грозный, 1969. С. 244.]
8 [Там же. С. 221.]
9 [Пельше. Олимпиада искусств / Советское искусство, 8.08.1932.]