Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макеева, И. А. Музей в детском доме: опыт реализации инновационного проекта / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/759/ (дата обращения: 17.10.2024).

Воспитанники Вологодского детского дома имени В.А. Гаврилина в подавляющем большинстве являются социальными сиротами (85%), которые воспитывались в социально неблагополучных семьях, где не имели образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта. В связи с этим приоритетным направлением деятельности детского дома становится нравственное, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, являющееся неотъемлемой составляющей процесса социализации личности.

Полноценная социализация детей-сирот возможна только при условии приоритетности личностного развития воспитанников, при условии системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, при условии создания единого образовательного пространства.

В этой связи культура может стать эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов. В настоящее время значительно возрастает роль музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания, которые представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную.

Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная деятельность музея, являвшегося центром популяризации культуры и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования [1].

Начиная с 2005 года, детский дом осуществляет реализацию инновационного проекта, цель которого заключается в создании системы работы по гражданскому воспитанию детей-сирот через использование потенциала музейного комплекса детского дома с участием всех субъектов воспитательного процесса.

В рамках инновационного проекта педагогическим коллективом была определена иерархия целей деятельности: стратегическая цель предполагает воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой личности, ориентированной на отечественные культурно-нравственные ценности и традиции, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края, страны, способной встать на ее защиту; личности, способной интегрироваться в систему разнообразных социальных институтов. Тактическая цель предполагает развитие мотивации к самореализации в качестве гражданина, патриота, высоконравственной личности. Оперативная цель предполагает формирование системы качеств нравственной личности, гражданина, патриота, высокого уровня духовно-нравственных притязаний и потребностей.

Осуществляя инновационную деятельность, мы опираемся на понимание музея не только как института социальной памяти – «хранилище древно­стей», коллекцию предметов старины, а рассматриваем его как динамичное, интегративное пространство, участвующее в реализации важной задачи – социализации воспитанников детского дома. Музей способствует осуществлению механизма обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно-историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения [2].

Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея предполагает педагогическую составляющую. Музейная работа позволяет решать целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования личности. Как наиболее значимые можно отметить следующие:

– воспитательная задача подразумевает включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, традициям и их носителям, то есть людям;

– научно-исследовательская задача направлена на формирование навыков исследовательской, поисковой деятельности;

– творческо-досуговая задача направлена на использование музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга детей;

– презентативная задача предполагает использование музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования позитивного имиджа;

– эстетическая задача предполагает удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательно-воспитательном процессе;

– коммуникативная задача рассматривает музейную работу как педагогическое средство формирования детского коллектива в совместной исследовательской, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения между детьми, детьми и взрослыми [3].

По мнению Ю.Б.Яхно, целью создания и деятельности школьного музея, является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Ю.Б. Яхно считает, что, не являясь музейным учреждением в традиционном смысле, школьный музей, вместе с тем, обладает рядом признаков, как общих для музея, так и специфических для школьного музея [4]. К ним можно отнести следующие: наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества; наличие экспозиции, необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Также обязательным условием функционирования музея является наличие актива, способного вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, показе материалов. В условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно – с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. Кроме того, в деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнерства. Все эти характеристики присутствуют в деятельности музеев детского дома.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея, по мнению Ю.Б.Яхно, состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Следовательно, музей становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания, задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам. По мнению А. У. Зеленко, детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [5].

Методологической основой деятельности музеев являются как фундаментальные, так и частные педагогические принципы:

– принцип природосообразности, требующий учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей, специфических индивидуально-психологических характеристик детей-сирот и соотношения данных факторов с условиями социальной среды, имеющегося негативного жизненного опыта;

– принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание осуществляется в определенных культурно-исторических, социально-этнических, региональных условиях, которые нельзя игнорировать;

– принцип активного гуманизма, предполагает признание ценности ребенка как личности, его естественных прав, создание условий для его развития и интеграции в общество; ориентация на всестороннюю поддержку ребенка в различных жизненных ситуациях, включение его в самостоятельное решение проблем, формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности посредством музейной деятельности;

– принцип открытости, предполагает активное взаимодействие со средой и использование ее потенциала в воспитательном процессе для расширения представлений детей об окружающем мире, о жизненных проблемах и путях их решения;

– принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей предполагает гуманизацию системы ценностных ориентаций детей-сирот; подготовку детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях; упрочение норм уважительного отношения к другим людям независимо от их социального положения;

– принцип самореализации детей предполагает формирование активного отношения ребенка к миру и к себе, формирование самосознания; добровольность включения ребенка в музейную деятельность; наличие четких перспектив, последовательность и поэтапность решения задач;

– принцип включенности детей в реальные социально-значимые отношения предполагает соответствие уровня социальных отношений, в которые включаются дети возрастным и индивидуальным возможностям; обеспечение возможности выбора вида и содержания деятельности; стимулирование деятельности детей.

Содержание культурно-образовательной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями младших, средних школьников, подростков.

Работа с дошкольниками и младшими школьниками актуальна и наиболее сложна – необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета. Поэтому необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать навыки наблюдательности, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.

Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение позитивного знания, развитие зрительского сотворчества, поэтому необходимо использовать методы музейной деятельности, побуждающие к общению, взаимодействию. Чем старше дети, тем больше проявляется стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. У подростков формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении своей компетентности. Кроме того, сознание подростков характеризуется определенной противоречивостью, восприимчивость к новому считается со стремлением критически осмыслить опыт старших, следствием чего является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации [6, С.20]. В музее таким веским аргументом является подлинник – первоисточник познания.

Следует подчеркнуть, что одна из основных задач музея заключается в оказании помощи ребенку в осознании того, что культура – живой организм, живая форма, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенку необходимо дать почувствовать естественность и закономерность культурных процессов, поэтому обучение, воспитание должны стать неотъемлемыми составляющими музейного урока, экскурсии, творческой мастерской, праздника.

Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производством, различными видами искусства и культуры. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, технические и др.

Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Учитывая специфику существования музея в условиях детского дома, следует отметить, что они могут соответствовать какому-либо профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

В настоящее время структуру музейного пространства детского дома составляют музеи: «Боевая слава», «История школы», «В.А. Гаврилин», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Православная культура».

Музей «Боевой славы» знакомит учащихся с историей Сивашской дивизии, с вологжанами – ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.

Музей «История школы» знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской ответственности, профессиональному самоопределению воспитанников; способствует сохранению преемственности поколений.

Музей «В.А. Гаврилин» знакомит с историей жизни и творчеством выпускника Ковыринского детского дома (правопреемником которого, является наш детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества В.А. Гаврилина).

Музей «Этнография и декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром народной культуры, народными обычаями и традициями, ремеслами и народными промыслами Вологодской области, учит уважать человека труда, помогает выбрать ремесло по душе и освоить его на уровне мастера народных промыслов в производственном предприятии «Овен», созданном на базе детского дома.

Музей «Православная культура» знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию условий для духовно-нравственного воспитания школьников, формирования системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.

Музеи детского дома осуществляют свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.

Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов (исследовательские экспедиции, создание картотеки учета и хранения документов, ведение электронного варианта инвентарной книги), научно-исследовательской деятельности (изучение поступивших материалов, написание докладов, рефератов, которые могут использоваться в учебной деятельности), создании экспозиций музея (оформление папок, альбомов, файлов, стендов, залов и экспозиций, проведение реставрационных работ предметов домашнего обихода для «Русской избы»), проведении тематических экскурсий для воспитанников, гостей, выпускников детского дома, воспитательных мероприятиях на базе музея, праздниках с использованием фондов музея, встречах с людьми – чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявле­ния дополнительных ресурсов личности, формирования разнообразных практических навыков – исследовательских, коммуникативных, организационных, трудовых и др.

Формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, конкурсы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические – мастер-классы (мастерские) деятельность, которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам – кружевоплетению, ткачеству, изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др. Работа на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что получение знаний в музее неотделимо от усвоения определенных нравственных норм и ценностей, решения мировоззренческих проблем, эмоциональных переживаний, расширения предметного опыта. Музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.


Литература:

1.Культурология: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 576 с.

2. Соколова М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Соколова Марина Валентиновна. – Ярославль: Б.и., 2000.– 174 с.

3.Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде. Сб. матер./ Под ред.В.Н.Гурова, А.Е.Шабалдаса, В.Ф. Вишняковой. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. Вып. 14. С.45-47.

4.Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006

5.Зеленко А. У. Школьный музей. – М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

6. Вроно Е.М. Несчастливые дети – трудные родители: Наблюдения детского психиатра. –М.: Семья и школа, 1997.– 127 с.

Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейная деятельность, школьный музей, дом, ребенок, деятельность музея, история школы, православная культура, Боевая слава, гражданская ответственность.