Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Кузнецова Галина Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 3933 раза
Библиографическое описание:
Кузнецова, Г. Н. Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Г. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/763/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современной образовательной практике активно развиваются и реализуются альтернативные формы дошкольного образования на основе кратковременного (неполного пребывания) детей в дошкольном образовательном учреждении. В последние годы всё более широкое распространение получают новые модели образования детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи.[1] Реализация основного замысла нашего исследования нам видится через разработку и внедрение комплекса педагогических условий, способствующих эффективной организации образовательного процесса детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Одним из главных условий, обеспечивающих качество исследуемого процесса, мы определили создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Логика изложения материала предполагает уточнения понятия «среда», «предметно-развивающая среда ДОУ»
Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Под средой понимается все то, среди чего находится субъект развития в окружающем его мире. Среда с функциональной точки зрения определяется как то, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и "осредняет" личность. При этом осреднять - значит типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать означает преломлять, влиять, в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр. Среда опосредует ребенка спектром возможностей первого и второго порядка. Среда первого порядка предоставляет событийные возможности, позволяющие созерцать, соревноваться, сообщаться с кем-либо и т.д. Среда второго порядка создает условия, позволяющие что-либо иметь и уметь (спортивный разряд, развитое чувство художественной формы, сознание морального превосходства и пр.). И те, и другие возможности среды позволяют ребенку "быть!" (т.е. состояться как личности). Среда в значении средства способна облагораживать, оздоравливать, объединять и пр.
Учитывать возможности среды - значит принимать во внимание: свойства среды (как и в чем посредствует она субъекту развития, что и как опосредует в развивающейся личности, как влияет в психо-физиологическом, социальном, моральном планах их развития); качества среды, от которых зависит ее способность влиять на процесс развития детей; потенциальные возможности среды.[2]
Исследуя среду, ученые по-разному определяли ее воспитательный потенциал: среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляет целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).
Таким образом, анализируя разные подходы авторов к проблеме предметно-развивающей среды, можно констатировать, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования субъекта.
Теоретической основой построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского [3]. В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. Авторы концепции построения развивающей среды считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Стратегия и тактика построения такой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка.
Цель взрослого - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности. Личностно-ориентированный способ взаимодействия это представление ребенку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно- пространственное окружение).
Таким образом, по мнению авторов Концепции, предметно-развивающая среда это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Опираясь на работы А.Н. Леонтьева, А.Р Лурия А В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина и др. в исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды:
- среда должна быть современна и отвечать основным положениям развивающейся детской деятельности;
- необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;
- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро - и микропространством деятельности детей и взрослых;
- содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности;
- среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.
Наиболее важным для нашего исследования, является изучение условий, при которых она наиболее полно обеспечивает развитие ребенка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания в ДОУ. К таким условиям относятся:
- отношения между участниками совместной жизнедеятельности, т.е эмоционально-поддерживающий компонент среды;
- внешняя обстановка (цветовое решение интерьера, удобство мебели и пр.), т.е. эмоционально-настраивающий компонент;
- режимные моменты, организующие пребывание детей в группе кратковременного пребывания, т.е. стабилизирующий компонент;
- проведение психогимнастических упражнений, т.е. эмоционально-тренирующий компонент.
Вопросы создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста наиболее подробно рассмотрены в исследованиях Л.А.Максимовой [4] Под эмоционально развивающей средой автор понимает совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку, создающих соответствующий эмоциональный настрой, активизирующих развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста-основы полноценного развития и самоактуализации личности. Для нас представляют интерес исследования Е.В. Коротаевой [5] в которых уточняется, в чём заключается различие «предметно-развивающей среды и «эмоционально-развивающей среды» В понятии «предметно-развивающая среда» речь идёт о средствах достижения цели: развитие ребёнка происходит через окружающие предметы, в предметной деятельности. В то время как в понятии «эмоционально-развивающая среда» приоритетна основная цель-развитие эмоциональной сферы ребёнка, которая в раннем дошкольном детстве является доминантной. Л.С. Выготский подчёркивал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса» [6,312]
Таким образом, мы принимаем сформулированное Коротаевой Е.В. понятие «эмоционально-развивающая среда» как специально-создаваемую систему педагогических условий организации жизнедеятельности для обеспечения развития ребёнка раннего возраста через развитие эмоциональной сферы [5]. Обобщая результаты экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что создание «эмоционально-развивающей среды» выступает одним из главных педагогических условий, которые позволяют повысить эффективность процесса воспитания и развития детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
- Литература:
Данилина, Т.А. Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенадзе. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
Майнулов, Ю.С. Средовый подход в воспитании: к определению понятия / Ю.С. Манулов // Воспитательная системы массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. С. 98-110.
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М., 2003. – 211 с
Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: монография / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, УрГПУ, 2007. – 276 с.
Максимова, Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук / Л.А. Максимова. – Екатеринбург: [б.и.], 2007. – 21 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо,2004 – 512 с