Личность – это продукт языка и культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хуснутдинова, М. Н. Личность – это продукт языка и культуры / М. Н. Хуснутдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/821/ (дата обращения: 16.11.2024).

Общение между людьми – важнейший признак человеческого существования, без него невозможны деятельность, формирование и развитие личности, создание духовных ценностей и их усвоение. Проблема общения и коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов. Еще Сократ (ок. 470 –399 гг. до н. э.) и Платон (427–347 гг. до н.э.) ввели в философию общения этическую проблематику, отражающую межличностные отношения. Общение, как и философия, выступали в форме диалога, т.е. нравственно интеллектуального общения мыслящих по-разному людей. Систематически философию общения оформил древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Его трактаты «Аналитика», «Тропики», «Риторика» и «О софистических опровержениях» посвящены соответственно таким аспектам речевого общения, как логика и аргументация, методика, теория красноречия, обоснование, опровержение и критика [3, С 11].

Словарь социально-психологических понятий определяет общение как «межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определёнными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками».

В психологии понятие общение рассматривают как:

1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и лично-смысловых образованиях партнера. Ввиду сложности емкости феномена общение, толкование его как понятие зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Б.Г. Ананьев как психолог, исследовавший психологические закономерности общения помимо речевых и неречевых, невербальных средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону познания участниками общения друг друга. «На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимосвязь между информацией о людях и межличностных отношениях; коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; преобразованием внутреннего мира самой личности».

Словарь социально-психологических понятий определяет общение как «межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определёнными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками».

Сегодня существуют различные подходы к классификации общения. Выделяют две основные группы общения:

  • бытовое общение (связано с нашей повседневной жизнью, с обиходом);

  • деловое общение (общение, направленное на решение деловых вопросов).

Само понятие "деловое общение" в психологической и социологической литературе весьма различно. Считается, что любое общение партнеров, направленное на решение деловых вопросов, можно назвать деловым общением. Основой делового общения является такое понятие как "дело". Само понятие слова "дело" весьма многоплановое, в различных словарях дается различное толкование этого понятия: это и работа, и полезное занятие, и прибыльное, выгодное занятие, это и обязанность, и заинтересованное отношение и т.д. Естественно, и понятие "деловое общение" в психологической и социологической литературе весьма не однозначно. Несмотря на разнообразие толкований делового общения, в них есть нечто общее, единое, а именно, совместная социально-значимая деятельность.

Сегодня деловое общение занимает одно из главных мест в жизни современного общества. Без правильного делового общения не возможны сегодня работа ни одной организации. Деловое общение сегодня связано и с организацией производства, и с жизнью трудового коллектива, и выполнением должностных и служебных обязанностей, и учебным процессом, и предпринимательской деятельностью и т.д.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» [1, С.94].

Деловое общение - это, прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Естественно, что коммуникация должна быть эффективной, должна способствовать достижению целей участников общения. Почти 70% выгодных для отечественных деловых людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения [1, С.94].

Культура делового общения - важный показатель профессионализма специалиста в любой сфере. Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Она может быть теоретически определена как система отношений, выраженных в нормах, ценностях и знаниях в сфере трудовых отношений. Эта система регулирует деловую активность, т.е. активность, целью, которой является развитие, повышение доходности, рост, совершенствование дела. Современные условия жизни предъявляют самые высокие требования к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов.

Сегодня современное общество пока еще не достаточно уделяет внимание культуре делового общения. Хотя даже просто переписка «овладение ею - это и труд, порой нелегкий, и искусство» способствует увеличению оборота фирмы, предприятия, улучшению взаимосвязи различных служб, повышению квалификации, установлению прочных связей с потребителями [1, С.235].

Особенность современной ситуации в области делового общения состоит в том, что и ученые, и практики пришли к согласию в вопросе определяющей роли нравственных принципов в регуляции деловых отношений. Сегодня наконец-то начинает распространяться мнение, что прибыль не всегда оправдывает средства ее получения. В этой связи возникает закономерный вопрос о соотношении делового общения с культурой, этикой, другими гуманитарными дисциплинами.

Исследователи считают, что вопрос культуры деловых отношений является одним из наиболее значимых вопросов, с которыми сталкивается современное общество. Начинается широкое распространение кодексов этики (или поведения), культуры делового отношения и общения, систем ценностей. Однако существует целый ряд факторов, тормозящих развитие российской деловой культуры. В первую очередь это связано с тем, что мы не имеем значительного опыта ведения дел в условиях современной рыночной экономики как на Западе. Кроме этого, в России пока еще сохраняется неустойчивое и непредсказуемое законодательство, идет переходный процесс экономики. На наш взгляд, на культуру делового общения влияют социокультурные факторы. Необходимо отметить, что специфика российской деловой культуры изначально определялась одним ведущим отношением - к государству и с государством, плюс такие факторы как исторически сложившиеся традиции, психология, привычки, склад ума и так далее.

Категории морали и нравственности также оказывают существенное влияние на характер речевой коммуникации и на культуру делового общения в целом. Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи, аргументировано доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов и т.д.

Сегодня не достаточно уделяется внимание проблеме делового общения. В своем специальном курсе мы предлагаем студентам воспользоваться гиперссылками для более глубокого изучения материала (для тех студентов, которые хотели пополнить свой интеллектуальный потенциал за счет дополнительного лекционного материала и интерактивных компонентов).

Предлагаются тренинги такие как: психотренинги; социально-психологические тренинги; коммуникативные тренинги; тренинг - «Навыки общения» (ст. препод. Е.Башмакова); имидж - тренинги (профессора В.Н.Футина).

Предлагаются различные упражнения, которые будут способствовать деловому общению будущих специалистов: упражнения для постановки голоса; артикулярная гимнастика (челюсть, губы, язык и голос); упражнения для речевого дыхания (дыхательные гимнастики); упражнения для подготовки к выступлениям; упражнения по фейсбилдингу (ст. препод. Л.А.Лобачева); упражнения по выведению из аудиторного шока - сценического, ораторского страха (доц. Л.Д.Троянкина).

Тесты: «Как вы ведете переговоры»; «Стратегия поведения в ходе переговоров»; «Ваш уровень общительности»; «Ваш стиль делового общения»; «Правильно ли вы ставите ударение»; «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»; «Тест на этику поведения в организации»; «Определение психологического типа»; «Тип людей» (16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»; «Умеете ли вы слушать»; «Конфликтная ли вы личность»; «На оценку умения слушать»; «На оценку самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру); «Ваш способ реагировать в конфликте» (Кеннет У. Томас); «Трансакционный анализ общения» (по Э. Берну); кроме этого прилагаются «Тесты для самооценки практических навыков искусству общения и решения конкретных деловых ситуаций».

Кроме этого предлагаются, приемы рационального распределения и расходования времени; приемы запоминания имен и лиц; приемы «флюидного излучения»; приемы, повышающие эффективность делового общения; словарь с правильной постановкой ударений, и со словами, которые лишние в речи и письме; рекомендации по повышению уровня этики делового общения; психологические оценки по почерку; техника активного слушания (нерефлексивное слушание, рефлексивное слушание); технология манипулятивного воздействия в деловом общении; определение поведения партнеров, затрудняющие ведение переговоров; приемы, повышающие эффективность делового общения; памятка по технике установления контакта и другие практические советы и упражнения.Деловые игры: «Убеждающее выступление», «Оценка времени выступления», «Интонация».

Используемые нами интерактивные элементы - тренинги, тесты, упражнения - позволяют повысить эффективность самостоятельного обучения и контролировать качество полученных знаний.

В связи с этим мы считаем, что необходимо введение практических курсов в учебный процесс. На наш взгляд именно при помощи информационно-коммуникационных технологий можно и необходимо формировать культуру делового общения, так они способствуют повышению не только профессиональных качеств специалиста, но также формированию культуры и этики делового общения. Использование мультимедиа (синтез трех стихий: информации цифрового характера - тексты, графика, анимация; аналоговой информации визуального отображения - видео, фотографии, картины и пр.; и аналоговой информации - речь, музыка и другие звуки) создают психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций обучаемого. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Имеется следующая статистика использования этих средств. В школах США, где они применяются с 1986, года число сдавших устные экзамены с первого раза увеличилось в 2 раза, а письменных - в 6 раз. Количество ошибок в чтении снизилось на 20-65%, число прогулов занятий сократилось вдвое, а число бросивших школу уменьшилось до 2% [2, С 101].

Включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной способствует более быстрому и глубокому восприятию излагаемого материала. По мнению Уильяма Глиссера, мы воспринимаем: 10% из того, что читаем; 20% из того, что мы слышим; 30% из того, что мы видим; 50% из того, что мы видим и слышим; 60% из того, что мы обсуждаем с другими.

Таким образом, проблема культура делового общения может быть решена с помощью информационно-коммуникационных технологий, что весьма актуально сегодня, когда с процессом глобализации формируется не только единая экономика, единое информационное пространство, но и единая информационная культура. Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию культуры делового общения будущих специалистов, так как в результате обучения студенты смогут:

  • получить навыки самостоятельного приобретения знаний, что может пригодиться в течение всей жизни так, как нет на свете прочнее знаний, чем те, которые добыты самостоятельно;
  • возможность учиться непрерывно, а не от сессии к сессии, как при заочном обучении, что, несомненно, делает знания более крепкими, а навыки более профессиональными;
  • возможность в совершенстве овладеть навыками работы на персональном компьютере, потому что выполнение заданий невозможно без изучения многочисленных возможностей персонального компьютера;
  • возможность оперативно применять полученные знания на практике, то есть непосредственно на своем рабочем месте.

Статью хочется закончить словами советского психолога Б.Г. Ананьева, что личность – это продукт культуры, и добавить определение личности С.Г. Тер-Минасовой: «личность – это продукт языка и культуры» [8, 135].


Литература:

  1. Дорошенко, В.Ю. Зотова Л.И. Лавриненко В.Н. и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, 1997. – 279 с.
  2. Вакулюк В. Семенова Н. Мультимедийные технологии в учебном процессе / В. Вакулюк, Н. Семенова // Высшее образование в России. - 2004. - № 2. - С.101- 105.
  3. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. – Ростов н / Д: Феникс, 1995. ­– 416с.
  4. Психология делового преуспевания.-М.,: Изд.-во ВИАДОС - ПРЕСС, 2001. - 304 с. - (Психология безопасности и успеха)
  5. Имиджелогия. Как нравиться людям, М., Народное образование, 2002. 576с.
  6. Высшее образование в России.№2, 2004. Вопросы гуманитаризации образования. Н. Попкова
  7. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 264с.
Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, культура, общение, современное общество, аналоговая информация, групповой процесс, персональный компьютер, психическая деятельность, российская деловая культура, совместная деятельность.