Характеристика условий включения в проектную деятельность педагога профессионального обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 10.09.2015

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Мирзоева, М. М. Характеристика условий включения в проектную деятельность педагога профессионального обучения / М. М. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8727/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье кратко представлены профессионально-ориентированные характеристики педагога профессионального обучения, позволяющие оценить готовность студентов к художественно-проектной деятельности. Анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что основной контингент студентов не готов к художественно-проектной деятельности.

Ключевые слова: характеристика личности, проектная деятельность, включение в проектную деятельность, готовность к проектной деятельности.

 

Переход системы образования на новую парадигму, предполагающую замену «знаниевой» модели образования на компетентностную предполагает развитие личности и качественные изменения цели, задач, предметных действий, операциональной и мотивационной сторон деятельности.

На основе личностно-ориентированного подхода и профессиональной подготовки педагога нами разработана структура личности педагога образовательного пространства, дающего возможность для пробы сил студентами в разнообразной деятельности, где проявляются обобщенные характеристики личности: мотивация к учебно-познавательной деятельности, развитость креативного мышления, локус самоконтроля, оптимизм, самодостаточность, готовность к экспериментированию в разных видах деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Профессионально-ориентированные характеристики педагога профессионального обучения

№ п/п

Дизайнерская деятельность

Декоративно-прикладное творчество

Дизайн

Конструирование женской одежды

1.                   

Мотивация к декоративно-прикладному творчеству

Мотивация к проектной творческой деятельности

Мотивация к творческой конструкторской деятельности

2.                   

Умение сочетать традиционность и новаторство

Склонность к радикализму, постоянному экспериментированию

Стремление к поиску новых стратегий решения проблем

3.                   

Черты интравертности и экстравертности

Черты интравертности

Черты экстравертности, гибкость в общении

4.                   

Умение использовать художественно- образные средства коммуникации

Высокая сензитивность, эстетическое восприятие окружающей среды

Стресовоустойчивость в сложных ситуациях

 

На основе философского анализа человеческой деятельности как системы субъектно-объектных отношений и в соответствии с критерием необходимости и достаточности элементов функционирования выделены основные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная и художественная.

Общеизвестно, что проектная деятельность является одним из видов продуктивной деятельности, под которой понимается промысливание того, что должно быть и направленной на появление чего-либо в будущем.

Применительно к учебно-познавательной деятельности, проектирование определяется как особый, специфический вид, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием процесса создания каких-либо учебных проектов.

Целеполагающим компонентом проектной деятельности выступает устойчивое доминирование профессионального интереса у студентов, формированность профессиональной направленности через усвоение теоретических и практических знаний по основам формообразования и композиции костюма, его проектирования, совершенствование ценностного отношения к результату дизайнерской деятельности.

Для определения готовности к художественно-проектной деятельности использованы многофакторный опросник личности Р. Б. Кеттелла (компьютерный вариант) и тест П. Торранса «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма), по которым диагностировались когнитивная, мотивационная, нравственная сферы личности [2; 3].

Обосновывая педагогические условия включения в проектную деятельность будущего педагога профессионального обучения, необходимо моделировать профессиональную деятельность, с позиций обеспечения валидности (достоверности и адекватности) поскольку сложная модель, опирающаяся на теоретические прогнозы, не может дать полного представления об изучаемом объекте. При этом качество моделирования практической педагогической деятельности возрастает, если модель носит инновационный характер и ориентирован на формирование у обучаемых способности к проективной детерминации будущего.

Следовательно, модель инновационной педагогической деятельности представляет собой проект мероприятий создания (внешних) педагогических условий, обеспечивающих развитие (внутренних психологических процессов) индивидуальности студента, компонентами которой выступают модули (функциональные узлы), объединяющие совокупность элементов проектируемой системы. При этом, компонентами модели нами определены: характеристика потребностей общества и личности; цель организации проектной деятельности в вузе; содержательные основы достижения цели; педагогические условия включения в проектную деятельность; технологические аспекты реализации цели; критерии результативности, функционирования инновационной образовательной модели.

Специфической особенностью модели следует считать содержательную интеграцию учебной, исследовательской и профессиональной (дизайнерской) деятельностей, составляющих профессиональной деятельности.

В описательной модели включения в проектную деятельность будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) логически отражены цель как идеальный прообраз результата функционирования модели и фактора повышения уровня профессиональной подготовки; задачи художественно-проектного образования: формирования интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств личности и т. д.

С позиций культурологического подхода обосновано содержание курса формообразования в контексте развития студента, преодоления отрыва учебно-познавательной деятельности от профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

При этом, программа курса обеспечивает стимулирование у студентов индивидуального саморазвития, включение в коллективное и индивидуальное проектирование, а также принятия решения, способствующих активной художественно-проектной деятельности.

В соответствии с целью и задачами исследования обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное включение в художественно-проектную деятельность педагога профессионального обучения, где первым условием выступает организация художественного образовательного пространства. Условие организации художественного образовательного пространства обеспечивает включение в проектную деятельность студента, разрушает традиционную модель образования и создаёт разнообразные культурно-образовательные модели с заменой содержания и стиля профессиональной подготовки специалистов в новых социокультурных условиях [4].

Существенным педагогическим условием выступает содержание художественно-проектной деятельности студента, способствующее формированию мотивации к саморазвитию, профессионально-ориентированной деятельности, через курсы общего проектирования, формообразования, проектирования костюма, искусствоведения и т. д.

Третьим педагогическим условием рассматривается стимулирование проектной деятельности средствами продуктивной технологии, включающей подготовку к реализации проекта, процессуально реализацию проекта, осмысление полученных результатов и внесение соответствующих поправок.

Учитывая, что количество усваиваемой информации с каждым годом возрастает, педагоги и психологи, в качестве средства включения в художественно-проектную деятельность рассматривают открытые задачи, с помощью которых отрабатываются отдельные способы решения [1]. При этом отличительная особенность учебных открытых задач от практических в том, что открытость вводится порциями и координировано, а процесс обучения становится осмысленным для обучающихся.

Представлены педагогические условия, в которых на теоретико-методологическом уровне выступают системный, деятельностный, личностно-ориентированный и интеграционный подходы; на общетеоретическом уровне — совершенствование путем интегрированного содержания и оптимизации форм, методов и средств дизайнерской деятельности; в качестве методико-технологического инструмента развития проектного мышления выступает специальная диагностика, прогнозирование и открытые задачи (задания).

В акцентируемых условиях включения в художественно-проектную деятельность студентов в качестве процессуального компонента выступают:

-          специальная диагностика и прогнозирование творческого потенциала студентов в дизайнерской деятельности;

-          совершенствование содержания, методов и средств преподавания формообразование с учетом специфики дизайнерской деятельности как средства включения в проектную деятельность студентов;

-          наличие мотивации к творческой деятельности у студентов факультета «Экономики и дизайна»;

-          доминирование положительных эмоций и создание «ситуации успеха» в процессе изучения основ формообразования.

 

Литература:

 

1.         Гин А. А. Журнал руководителя управления образованием. — 2014. — № 8, С. 28–32

2.         Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: ПЕТРОКОМ, 1992.

3.         Тест творческого мышления Е. П. Торранса.//Диагностика познавательных способностей: методики и тесты: [учебное пособие-сборник]/ред. В. Д. Шадриков. — М.: Академический проект: Альма Матер, 2009.

4.         Юсов Б. П. Концепция полихудожественного развития школьников. НИИ художественного воспитания — М.: 2011. 111 c

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, профессиональное обучение, дизайнерская деятельность, художественно-проектная деятельность, учебно-познавательная деятельность, декоративно-прикладное творчество, педагогическое условие включения, профессиональная деятельность, специальная диагностика, художественное образовательное пространство.

Ключевые слова

проектная деятельность, характеристика личности, включение в проектную деятельность, готовность к проектной деятельности., готовность к проектной деятельности

Похожие статьи

К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза

В данной статье рассматривается комплекс методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Описываются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием п...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Учебный проект по созданию моделирующей компьютерной программы

В статье приведены общие и специфические свойства двух видов деятельности учащихся — исследовательской и проектной. Рассмотрена возможность создания учащимися компьютерных обучающих программ по физике в рамках их проектной деятельности. В качестве пр...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Роль проектных методов в формировании художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа

В статье дается определение метода проектов, приводится краткая историческая справка и современный взгляд на эту методику; дается определение художественно-творческой компетенции, обосновывается необходимость формирования художественно-творческой ком...

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Похожие статьи

К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза

В данной статье рассматривается комплекс методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Описываются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием п...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Учебный проект по созданию моделирующей компьютерной программы

В статье приведены общие и специфические свойства двух видов деятельности учащихся — исследовательской и проектной. Рассмотрена возможность создания учащимися компьютерных обучающих программ по физике в рамках их проектной деятельности. В качестве пр...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...

Роль проектных методов в формировании художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа

В статье дается определение метода проектов, приводится краткая историческая справка и современный взгляд на эту методику; дается определение художественно-творческой компетенции, обосновывается необходимость формирования художественно-творческой ком...

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.