Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы
Автор: Шестакова Марина Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.10.2015
Статья просмотрена: 1541 раз
Библиографическое описание:
Шестакова, М. Ю. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы / М. Ю. Шестакова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8746/ (дата обращения: 08.11.2024).
В Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указывается, что обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования даёт возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда, формируются потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой). Духовно-нравственное воспитание. Что это? Как определить, что здесь главное.
По мнению кандидата педагогических наук Евгении Васильевны Бондаревской, Духовно-нравственное воспитание содействует: формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). По определению Священника Сергия Смутина, настоятеля храма святого апостола Андрея Первозваного г. Канска Основная задача духовного руководителя (священника) и педагога — помочь ребенку проявить доброе, что в него вложил Бог, и отвратить от зла, к которому влечет его греховная природа человека. Главное в этом возрасте — дать правильное понятие о Боге, сделать акцент на любви Божией к людям. Ребенок должен понять, что Бог — любящий Отец, а не Грозный Судия. В настоящее время актуальной становится другая тема — как это сделать практически.
Утверждённый ФГОС ДО чётко обозначил задачи и принципы духовно-нравственного образования дошкольников Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
В ФГОС ДО заложены Основные принципы дошкольного образования:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Задачи и принципы, Федеральных государственных стандартов дошкольного образования показывают, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением образования на современном этапе. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы, проектов по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Проанализировав программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, проанализировав задачи и принципы ФГОС ДО, принципы обучения дошкольного образования, благословившись у батюшки, мы разработали программу по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Духовный родник», основной целью которой является создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания, через реализацию программы «Мир Добра».
Программа предполагает организацию работы по Духовно-нравственному воспитанию в ДОУ в рамках кружковой деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего возраста. Длительность занятий 25–30 минут. Реализуя основной принцип дошкольной педагогики принцип систематичности, последовательности и постепенности тематика занятий составлена в рамках тем программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, раздела Познавательное развитие. Тема занятия в рамках кружка, расширяет или конкретизирует основную тему. Например:
Тема по программе «Радуга» |
Тема занятия кружка |
Продуктивная деятельность |
Содержание деятельности |
История о необычных азбуках. Цель познакомить с алфавитами разных стран |
Беседа: Равноапостольные Кирилл и Мефодий –учителя Словенские. Рассматривание иллюстраций |
Раскрашивание первой буквы своего имени |
Рассматривание азбуки кириллицы. Беседа о святых Равноапостольных Кирилле и Мефодии (что они создали славянскую азбуку, (буквы) при помощи которой мы сегодня можем говорить и писать) |
День и ночь Цель показать детям зависимость наступления дня вечера, ночи, утра. Закрепить представление детей о строении Солнечной системы |
Видеофильм. Шесть дней творений |
Рисование Изготовление книжки — малышки «Шесть дней творений |
Чтение детской библии Показ мультфильма Шесть дней творений, чтение стихотворения (2–3 занятия) |
Любовь к Отечеству |
Преподобный Сергий Радонежский |
Раскрашивание иллюстраций |
Рассматривание иконы. Показ видеофильма. Беседа почему люди почитают и любят преподобного Сергия. |
Структура определяется темой занятия, например:
Православные праздники. Структура данного занятия такова: в начале занятия повторяется, о чём беседовали с детьми на прошлом занятии. Далее переходя к новой теме, при помощи вопросов, загадок, игровых ситуаций подводим детей к новой теме, которая тесно связана с темой по познавательному развитию программы «Радуга». Обязательным приёмом занятия является просмотр видеофильма, мультфильма или презентация мини — фильма подготовленной по теме. Далее проводится беседа, которая включает в себя 4–5 вопросов, не более, после чего проводится фикульминутка, или подвижная игра. Заканчивается каждое занятие продуктивной деятельностью (рисованием, раскрашиванием готовых рисунков, изготовлением поделок). Смена деятельности позволяет удерживать внимание детей длительное время.
Занятия данного цикла знакомят детей с традициями отечественной культуры, историей православных праздников: с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников. Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; любовь к семье, близким.
Беседа — рассказ о сотворении мира. Тема проводится в течение 3 занятий, иллюстрируется не только картинками из книги, но и поделкой (книжка-раскладушка о творении мира), а также просмотром короткометражного мультфильма. На протяжении занятий мы изготавливали с детьми книжки — малышки, ромашку, где каждый лепесток отражал последовательность дней творений. Данные приёмы позволяют показать красоту Божьего мира, запомнить дни творения. При рассказе о творении мира делался акцент на его красоте, на том, что нам нужно беречь этот Божий мир.
В ходе бесед по темам «Что такое дружба», «Моё имя», детям предлагается послушать рассказ или сказку, затем ответить на вопросы. Основные задачи данных занятий, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. Художественные произведения, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.
Занятия по ознакомлению со святыми начинаю с показа Иконы. При помощи документ камеры рассматриваем икону, проговариваем имя святого и затем показываем видеофильм житие святого. В конце занятия предлагаем детям раскрасить или нарисовать рисунок из жития святого. Занятия не должны быть перегружены информацией. Каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Разнообразие форм и методов организации занятий позволяет сохранять интерес детей к православной теме, способствуют формированию познавательного интереса, закрепление навыков общения со сверстниками. Очень важно, чтобы каждое занятие, каждая беседа с детьми утверждала их в самом главном, что любовь — это есть самое главное, что ждёт от нас, Бог. Любовь к земле, к родителям, к детям в группе, к воспитателям, к городу. И самая главная наша цель донести и показать детям, что Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Очень важно, чтобы все эти истины ребёнок осознал в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ не ограничивается ведением кружка «Мир добра». Педагоги, обучающиеся, родители являются постоянными участниками мероприятий Храма Рождества Христова — являются участниками и победителями конкурсов творческих работ «Христос рождается — славите», Пасха. В декабре 2013 года сводный хор обучающихся получил диплом Фестиваля детских и молодёжных хоров «Рождественские встречи» в номинации «Творческий дебют», принимал участие в городском концерте Рождество Христово во Дворце Искусств. Разработанная программа «Духовный родник» получила диплом 2 степени Всероссийского конкурса мероприятий «Религиозная культура и духовно-нравственное воспитание», Программа по патриотическому воспитанию «Юный патриот» получила диплом 3 степени в национальной премии в области образования «Элита Российского образования». Опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников опубликован в сборнике VI Международной научной конференции» Теория и практика образования в современном мире» г. Санкт — Петербург, декабрь 2014.), на городских Рождественских Образовательных чтениях в 2014 и в 2015 году.
Литература:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — С. 19.
3. Жукова В. В., Волкова Т. Г. «Я иду на урок в Воскресную школу» И.: МПРПЦ. М.2011.
4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008
5. Основы православной культуры в первом классе / под ред. Протоиерея Виктора Дорофеева. Издательский дом «Покров» М.2002
6. Петрова В. И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
7. Программа