ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР
Автор: Кудымова Ирина Геннадьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 16.09.2015
Статья просмотрена: 1674 раза
Библиографическое описание:
Кудымова, И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР / И. Г. Кудымова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8756/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность представленной работы определяется следующим. Одной из важнейших задач совершенствования дошкольного образования является преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения на гуманистических основах, обеспечивающих формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Решение этой важной задачи предполагает оказание действенной помощи детям, испытывающим разнообразные трудности в обучении.
Важным профилактическим инструментом коррекционно-образовательной деятельности, обеспечивающим полноценное развитие и комфортное проживание детьми периода дошкольного детства, безболезненный переход на следующую ступень образования, могут стать современные информационные и компьютерные технологии.
Проведённые психолого-педагогические и дидактические исследования в сфере общего образования (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт) и специального образования (В. П. Беспалько, Л. Р. Лизунова, Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Королевская Т. К.), показывают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимым потенциалом. Позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Т. к. дети с задержкой психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Использование ИКТ в специальных коррекционных образовательных учреждениях в сопровождении дефектолога с детьми ЗПР
Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие задержку психического развития.
Поэтому, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательный процесс ДОУ необходимо и важно.
Особенности применения ИКТ — это мультимедийные презентации в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения заключаются в следующем:
1. Соответствие способу информации, которым отличается новое поколение детей [1, стр.22].
2. Повышение мотивации к образовательной деятельности через использование большого спектра наглядных пособий.
3. Повышение концентрации внимания, улучшение понимания и запоминания материала, благодаря наглядности и интерактивности.
4. Возможности сделать занятие информативным, динамичным.
5. Максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
6. Вовлечение в активную работу всей группы детей.
7. Повышение уровня компьютерной компетенции специалиста.
8. Повышение методического мастерства и личностных качеств педагога.
Положительными моментами использования мультимедийных презентаций на коррекционных занятиях являются:
9. Возможность детьми выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.
10. Возможность сделать коррекционный процесс интересным и выразительным.
11. Возможность получить одобрение не только от логопеда, но и мультипликационного (анимационного) героя.
12. Возможность в полной мере реализовать принцип активности ребенка в деятельности, поскольку компьютер создает условия для практического использования полученных знаний и умений.
13. Возможность гармоничного сочетания традиционных средств с применением мультимедийной презентации позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию [1, стр.22].
А также, придание эффекта анимации необходимой части информации, дает более яркое и разнообразное представление об информации тем быстрее она будет усвоена.
То есть основными факторами, свидетельствующими об интенсификации коррекционно-образовательного процесса с помощью ИКТ, становятся [2,стр.47]:
- целенаправленность, информативность и эффективность образовательной деятельности,
- усвоение ребенком, с особыми образовательными потребностями, материала быстрее и в полном объеме помочь,
- раскрытие резервных возможностей ребенка, за счет предъявленной в игровой форме информации,
- высокий уровень мотивации и повышение интереса к предмету, за счет увеличения динамизма и выразительности предоставляемого материала,
- сокращение сроков реабилитационного периода.
Поэтому, можно говорить о том, что включение ИКТ в обучение в коррекционный процесс, способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Литература:
1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2002. — Вып. № 5.// http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
2. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. — 2003. — № 3. — С. 67–76.