Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудрина, Л. В. Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР / Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. И. Панфиленко, Г. Е. Лагоша. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8813/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Сказки существовали всегда. Наверное, как только человек научился говорить, он стал придумывать и рассказывать своим детям волшебные истории о подвигах и приключениях, красавицах и чудовищах. Сказки давно привлекали внимание поэтов и философов, а относительно недавно, сказками заинтересовались психологи. Так возникла сказкотерапия — психологическая техника работы со сказками и фантастическими историями.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитательной, образовательной, развития личности и коррекции поведения.

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр волшебной сказки.

Сказкотерапия находит применения в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющих речевое нарушение.

Педагогам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но у него непослушно все тело… Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать.

А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системой?

Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе не заметно в группе, но педагогу приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха. Медленно и вяло происходит автоматизация.

Тексты сказок вызывают интенсивный резонанс у детей. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. В «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но невидимая, незаметная на первый взгляд работа и готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.

При использовании сказки в системе коррекционных занятий преследуются такие цели:

-          совершенствование лексико-грамматических средств языка и звуковой стороны (в сфере произношения, восприятия и выразительности),

-          развитие связной речи,

-          взаимодействие зрительного, слухового и моторного анализаторов,

-          приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры,

-          воспитание любви ко всем людям и природе.

Известно, что речевой дефект вызывает нарушения познавательных процессов. И именно поэтому воспитанию детей с ОНР посредством чтения сказок необходимо уделять пристальное внимание. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работ, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, способствуют развитию речи детей. Сказку можно: анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать и лепить, драматизировать.

Анализ сказок. Если сказки не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей созидателя.

Используя в работе такую форму работы со сказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Постановка сказок с помощью кукол.

Можно сделать с детьми абстрактных кукол из разных материалов. Например:

-          кукла из коробки;

-          кукла из поролоновой губки: двухсторонняя губка с одной стороны мягкая с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния: радость-злость, страх-агрессия;

-          веерная кукла. Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказочная маска.

Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:

-          развитие саморегуляции и самоуправления, т. к. ребенок, идентифицируясь с персонажем — куклы, учится в первую очередь управлять собою;

-          самовыражение через действия и слова куклы;

-          обыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, а также снятие эмоционального напряжения;

-          приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;

-          развитие гибкости поведения.

Одним из интереснейших форм сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать задачи, как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с ребенком разных возрастных групп.

Благодаря методу песочной терапии, ребенок оказывается способным взглянуть на любую ситуацию со стороны и прямо на месте совершить те перемены, которые ему бы хотелось, а главное — увидеть и прочувствовать результат этих перемен. Эти переживания сложно смоделировать в жизни, потому что сами перемены даются сложнее, но в психологической песочнице возможно всё, даже путешествия в пространстве и времени. Мы с лёгкостью можем смоделировать будущее, или проиграть своё прошлое, или совершить путешествие в совершенно другую волшебную реальность и взять из этого путешествия какие-то ценные знания и навыки.

На индивидуальных занятиях можно использовать знакомые детям сказки для развития у них:

-          мимики (как плачет зайчик);

-          мелкой и общей моторики (как ходит лиса, волк, пальчиковый театр, лепка и рисование);

-          фантазии (придумай конец сказки, что было бы, если колобок остался лежать на окне, или мышка не смогла помочь вытащить репку.

Не менее важная форма работы — изобрази сказку символом. Каждый участник в течении нескольких минут задумывает какую-то сказку и на листе бумаги изображает ее графически («Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»).

Сказкотерапия не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

 

Литература:

 

1.      Большова Т. В. Учимся по сказке / Т. В. Большова — СПб, Детство-Пресс, 2011.

2.      Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы — Москва, ЦГЛ, 2004 / Серия «Воспитание человека».

3.      Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя — Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Серия “ Школа развития”.

4.      Новлянская 3.Н. Почему дети фантазируют? — М: «Знание», 1987.

5.      Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников, ООО «Сфера», 2014.

6.      Шорохова О. А. «Играем в сказку»;1999г

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, связная речь, сказочная песочная терапия, анализ сказок, кукла, развитие, текст сказок, форма работы.

Похожие статьи

Арт-терапевтические сказки в работе с детьми дошкольного возраста

Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР

Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические основы формирования высоких человеческих чувств у учащихся

Похожие статьи

Арт-терапевтические сказки в работе с детьми дошкольного возраста

Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР

Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Педагогические основы формирования высоких человеческих чувств у учащихся