Здоровье школьников как ключевое направление образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Здоровье школьников как ключевое направление образовательного процесса / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8843/ (дата обращения: 16.10.2024).

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Данные мониторинга Всероссийской диспансеризации физической подготовленности детей свидетельствуют о низком уровне их развития. Сегодня проблема сохранения здоровья учащихся является наиболее актуальной и рассматривается как ключевое направление образовательного процесса.

Ухудшение памяти школьников, несформированность мышления, снижение познавательной сферы, незрелость нервной системы, сенсорные патологии, низкая двигательная активность ведут к снижению уровня знаний учащихся. Решить эту проблему через преподавание традиционного «стандартного» урока, урока физической культуры становится невозможным.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать новыми качествами:

-          уметь думать и самостоятельно решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения);

-          обладать критическим и творческим мышлением;

-          владеть богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Актуальным становится вопрос: «Как учить?». Как же включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, чтобы они сами «открывали» новые знания без ущерба для их здоровья. Понимание того, что творческое мышление детей формируется в учебном процессе как результат участия в познавательной коллективной деятельности, привело к использованию в практике личностно-ориентированных технологий, направленных на признание индивидуальности обучающихся, создание необходимых и достаточных условий для их развития. Технология полного усвоения знаний, технология разноуровневого обучения, максимально адаптируют учебный процесс к возможностям и потребностям каждого школьника. При правильной организации обучения и снятии жёстких временных рамок 100 % учащихся полностью усваивают всё содержание программного учебного материала.

В процессе преподавания многие педагоги придерживаются известного высказывания, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но чтобы обучающегося «зажечь», требуется его активное, осознанное отношение к информации.

Достичь этого можно путём применения в педагогической деятельности приёмов и форм организации образовательного процесса, рекомендованных В. М. Лизинским, к.п.н., профессором АПК и ПРО, главным редактором журнала «Завуч». Эффективен приём разноуровневого выбора учащимися предложенных задач по рангу и баллу сложности, приём положительной знаниевой активизации, приём использования тумбы предметной информации и т. д.

Все вышеперечисленные технологии, приёмы и формы работы сводят на нет стрессовую педагогическую практику, интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, тем самым способствуют сохранению здоровья при обучении младших школьников

В практике своей работы мы используем следующие направления:

-          оздоровительное,

-          физкультурно-массовое,

-          просветительское и др.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи, направленные на формирование двигательных навыков учащихся и предупреждение роста заболеваемости школьников.

Детям младшего школьного возраста необходима двигательная деятельность с общеразвивающей и оздоровительной направленностью. Основным содержанием данной работы в нашей школе являются упражнения для укрепления дыхательной системы организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на развитие двигательных качеств, а так же профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, зрения и простудных заболеваний.

На учебных занятиях, используя музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, мы создаем благоприятный психологический климат и ситуация успеха, так как результат любого труда зависит еще и от настроения.

В спортивно-массовой деятельности нашей школы есть традиционные и очень любимые как учителями, так и детьми мероприятия: туристические слеты, легкоатлетическое многоборье, лыжня, шахматы, шашки, соревнования по волейболу, футболу, лапте, теннису, дни здоровья.

В рамках месячника “За здоровый образ жизни” дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: “Неболейка”, “Питание и здоровье”, “О спорт, ты — мир” и другие. Классы участвуют в конференциях по ЗОЖ, конкурсах плакатов, готовят выступления агитбригад.

В течение последних лет большое внимание уделяется созданию комфортности обучения и эмоциональному благополучию ребенка посредством внедрения в образовательный процесс специальных тренингов. Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий обучающиеся более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе. В детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья школьников. Посредством внедрения в образовательный процесс игровых технологий решается проблема мотивации физического развития учащихся, здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее, приобретаются качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности.

Наличие в школе данной системы здоровьесбережения позволяет:

-          обеспечить высокий охват учащихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;

-          увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;

-          сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;

-          обеспечить рост физической и гигиенической культуры учащихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;

-          активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы и по сохранению и укреплению здоровья детей.

Опираясь на данную систему здоровьесбережения школьников, свою деятельность мы осуществляем в едином направлении для достижения желаемого результата — успешности образовательного процесса без потерь здоровья школьников. Ведь только физически, психически и нравственно здоровый человек может быть полезен обществу.

 

Литература:

 

1.      Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: ВАКО, 2004.

2.      Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный процесс, физическая культура.