Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС
Авторы: Муляр Надежда Владимировна, Черниговских Евгения Васильевна, Кубышкина Надежда Дмитриевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2015
Статья просмотрена: 8894 раза
Библиографическое описание:
Муляр, Н. В. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских, Н. Д. Кубышкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8857/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие — неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и детей, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих — педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.
Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги».
Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи:
- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников.
В зависимости от поставленной задачи педагогами используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в педагогическом процессе.
Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:
- Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка. (Информационная форма)
В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности. Это позволит отследить достижения ребенка, рост его познавательной активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего мнения, рассуждениях. Можно предложить родителям видеосалон. Например, в середине года на родительском собрании показать видеозапись целого занятия.
- Информационные стенгазеты. (Информационная форма)
Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о.».., в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.
- Совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях. (Организационно-деятельная форма)
Работая в индивидуальных тетрадях, которые помогают научиться вместе с детьми преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его заинтересованным участником. Важно, чтобы воспитатель объяснил родителям значимость для них и их детей этой совместной работы и то, как следует ее организовать. С этой целью в течение года проводятся индивидуальные консультации, родители посещают непосредственно образовательную деятельность. Для осуществления обратной связи в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса, папки-передвижки с советами.
- День открытых дверей. (Участие родителей в педагогическом процессе)
Является одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ.
- Практика круглых столов. (Просветительская форма)
Способствует формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные, например «Особенности социального развития», «Мой ребенок. Кто он?», «Какие общие «открытия» могут делать взрослые вместе со своими детьми».
- Интерактивные досуговые мероприятия. (Организационно-деятельная)
Всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги. Где взрослые служат примером для подрастающего поколения активной жизненной позиции. Например, акции «Посади дерево», «Великая Победа», праздники «Яблочный спас», «День защиты детей», «Супер-папа».
- Детско-родительские проекты. (Организационно-деятельная форма)
Которые проводятся в течение года в рамках различной образовательной деятельности. Например, исследовательско-экспериментальной «Хочу всё знать». Дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада. Например, при изучении свойств воды в детском саду дети во время прогулки замораживают воду (зимой) в формочке, а вечером с родителями узнают, что вода может кипеть и исчезать, превращаясь в пар. На следующий день происходит обмен мнениями и знаниями, и закрепление свойств воды.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в мировой науке и практике идет активный поиск эффективных технологий формирования осознанного родительства. Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родителя.
Литература:
1. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов / В. И. Беляев. — М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010–430 с.
2. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина — М., 2001.- 125с
3. Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. — 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
5. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004.