Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шебаршева, А. Е. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ / А. Е. Шебаршева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8860/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. В комплексном преодолении общего недоразвития речи наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные методы. А так как мы живем в XXI веке — веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить информационных компьютерных технологий. Они прочно входят во все сферы нашей жизни. Информационные компьютерные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед. Поэтому, их использование в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией в настоящее время особо актуально.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска, которую я использую в своей работе. Она обладает большими потенциальными возможностями в развитии детей и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность детей интересной, увлекательной и насыщенной. При показе презентаций дети получают возможность усвоить материал, визуализация которого происходит через известных всем героев мультфильмов и сказок. Дети с удовольствием выполняют задания героев или помогают им. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Как показывает моя практика, такие презентации очень нравятся дошкольникам, и даже дети с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп и вовлечь в нее всех детей. Они становятся более внимательными и сосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи нарушена не только речь, но и все психические функции, что затрудняет процесс коррекции. Использование интерактивной доски активизируют познавательную деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи и усиливают усвоение материала. Это обусловлено тем, что интерактивная доска включает в себя функции всех выше перечисленных технических средств.

Основные принципы в работе с использованием информационных компьютерных технологий:

-          принцип доступности;

-          принцип системности;

-          принцип наглядности,

-          принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений;

-          принцип дифференцированного подхода к обучению детей, в зависимости от структуры дефекта;

-          принцип комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ОНР.

В презентации помимо речевых задач включаются задания на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, зрительно — моторных координаций («Кто спрятался на картинке?», «Узнай по силуэту», «Лабиринт», «Четвертый лишний» и т. п.).

Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на интерактивную доску дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к образовательной деятельности. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а главное речь и моторика.

При использовании интерактивной доски в работе учителя-логопеда выделены следующие преимущества:

-          Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных и т. д.);

-          Повышает мотивацию для исправления недостатков речи детей;

-          Развивает психологическую базу речи: восприятие, внимание и мышление за счет повышения уровня наглядности;

-          Совершенствует навыки пространственной ориентировки, развивает точность движения руки;

-          Повышает качество обучения и работоспособности.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, общее недоразвитие речи, образовательная деятельность, ребенок, обучение детей, повседневная жизнь.

Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование здоровьеформирующих технологий в педагогическом процессе ДОУ

Применение физкультурной сказки в процессе обучения основам финансовой грамотности в ДОУ

Похожие статьи

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование здоровьеформирующих технологий в педагогическом процессе ДОУ

Применение физкультурной сказки в процессе обучения основам финансовой грамотности в ДОУ