Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов среднего звена для нефтехимической отрасли | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов среднего звена для нефтехимической отрасли / А. Г. Кутузов, С. Ф. Гильмуллина, Т. М. Габдурахимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8873/ (дата обращения: 16.10.2024).

Рассмотрены практические аспекты организации дуальной системы подготовки специалистов среднего звена для кадрового обеспечения инновационного развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан, реализуемой ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж» в рамках федеральной инновационной площадки на 2015–2019 г.г.

Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная система подготовки кадров, интеграция образования и производства, нефтехимическое производство, колледж, социальное партнерство.

 

Бизнес и образовательные учреждения должны иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно — и сферу деятельности.

В. В. Путин

 

Развитие отечественной экономики диктует новые требования со стороны работодателей и рынка труда к уровню квалификации кадров, их профессиональной компетентности. Это влечет за собой кардинальные изменения в содержании и организации образовательного процесса будущих специалистов в системе среднего профессионального образования. Являясь одним из составных элементов социально-экономической системы, профессиональное образование находится во взаимозависимых отношениях с целостным процессом экономического и культурного развития общества. Отличительной особенностью среднего профессионального образования является то, что оно развивается в очень тесном взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы, удовлетворяя объективную потребность в кадрах определенного уровня и профиля. В современных условиях среднее профессиональное образование должно обеспечивать подготовку кадров, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций, способных выполнять широкий круг функций практикоориентированного характера, самостоятельно принимать решения по различным вопросам, возникающим в профессиональной деятельности. Такую задачу — подготовку для современного высокотехнологичного производства качественно подготовленных специалистов среднего звена — способны решить профессиональные образовательные учреждения, имеющие налаженные взаимоотношения с промышленными предприятиями, обладающие соответствующими кадровыми и материальными ресурсами.

В контексте современных тенденций развития среднего профессионального образования остро обнаруживает себя проблема освоения навыков профессий студентами в рамках специальностей СПО. Для решения этой проблемы, на наш взгляд, необходимо изменить соотношение и последовательность между теоретической и практической частями обучения, материальную оснащенность лабораторий профессиональных учебных заведений, необходимо, конечно же, и по-другому выстраивать отношения с работодателями. Все эти задачи успешно могут быть решены с помощью дуальной системы подготовки кадров. Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки специалистов самих предприятий, которые проявляют заинтересованность не только к конечным результатам обучения, но и к его содержанию и организации. Именно этим моментом и определяется ценность и значимость дуальной системы образования как модели профессиональной подготовки [1,2]. В настоящее время опыт использования дуальной системы как формы интеграции профессионального образования и производства активно развивается в ряде регионов России, в том числе и в Республике Татарстан как одном из пилотных регионов данного инновационного направления в социально-экономической сфере [4]. 23 июля 2014 года статус «Федеральная инновационная площадка» был присвоен 59 профессиональным образовательным организациям, участвующим в реализации проекта, в число указанных профессиональных организаций вошло и государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижнекамский нефтехимический колледж» [3].

Именно дуальная система подготовки кадров — специалистов среднего звена для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, проводимая под научным руководством ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», лежит в основе образовательной деятельности Нижнекамского нефтехимического колледжа.

Нижнекамский нефтехимический колледж — одно из самых крупных и авторитетных средних профессиональных учебных заведений Республики Татарстан, создан в октябре 1966 года как базовое учебное заведение для строящегося в городе нефтехимического комплекса. Будучи ровесником Нижнекамска — центра нефтехимии Татарстана, Нижнекамский нефтехимический колледж с первых дней своего существования и до настоящего времени достойно выполняет свою основную образовательную миссию — подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов среднего звена для бурно развивающейся нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности своего региона, основных бюджетообразующих отраслей экономики Татарстана. Подготовка ведется по следующим востребованным специальностям: «Переработка нефти и газа»; «Химическая технология органических веществ»; «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров»; «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»; «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»; «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»; «Информационные системы (по отраслям)».

В настоящее время в рамках реализации дуальной системы решается задача разработки для каждой специальности новых образовательных программ с учетом требований работодателя. Для этого в колледже имеются все необходимые условия. В колледже трудится высококвалифицированный, мобильный, творческий педагогический коллектив, 73 % которого составляют преподаватели высшей и первой квалификационной категории; здесь трудятся 3 заслуженных учителя Республики Татарстан, 1 почетный работник ВПО РФ, 24 почетных работника СПО РФ, 4 кандидата наук. Преподаватели колледжа являются победителями и лауреатами различных Всероссийских и республиканских конкурсов в области профессиональной деятельности.

В колледже имеются условия для создания единого научно-экпериментального пространства. Научными исследованиями занимаются как преподаватели, так и студенты под руководством преподавателей. За период 2006–2015 годы преподавателями колледжа защищено 8 кандидатских и 1 докторская диссертации по проблемам города, предприятий и образования, 4 преподавателя продолжают заниматься исследованиями по выбранному направлению. Исследования преподавателей колледжа направлены на совершенствование профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов среднего звена, развитие экономики и производства региона, национальных традиций Республики Татарстан.

В настоящее время колледж тесно сотрудничает со многими предприятиями города и республики, среди них такие градообразующие предприятия, как: ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «Нижнекамскшина», ПАО «ТАНЕКО», ОАО «ТАИФ-НК». Востребованность выпускников колледжа из года в год остается на высоком уровне, что объясняется соответствием специальностей учебного заведения требованиям крупнейших базовых предприятий города и высоким уровнем подготовки выпускников в колледже (качество защиты дипломных проектов составляет 95–96 % ежегодно).

Трудоустройство выпускников находится в тесной связи с организацией производственных практик, что позволяет студентам уже на старших курсах выбирать себе будущее место работы. В настоящее время колледжем заключены 4 договора с предприятиями о взаимном сотрудничестве, 10 договоров — о целевой подготовке кадров и 13 договоров — на прохождение производственных практик.

Для обеспечения инновационного развития Республики Татарстан, повышения качества жизни граждан и инвестиционной привлекательности, а также преодоления указанных недостатков профессионального образования, необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности производства и продукции на мировом рынке. Главным механизмом данного процесса является дуальная система подготовки востребованных кадров.

Целью программы «Дуальная система подготовки и повышения квалификации кадров для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностей учреждения среднего профессионального образования «Нижнекамский нефтехимический колледж» на 2015–2019 годы» является внедрение дуальной системы подготовки кадров для решения задач кадрового обеспечения инновационного развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан.

Задачи программы:

1.         Создание эффективной региональной модели и нормативно — правовой базы государственно-частного партнерства в системе опережающей подготовки и переподготовки специалистов, способных к приобретению и использованию новых знаний, умений с применением технологического управления и мехатронных систем в будущей трудовой деятельности.

2.         Повышение привлекательности востребованных экономикой Республики Татарстан рабочих профессий и специальностей СПО.

3.         Внедрение механизмов разработки, экспертизы и реализации образовательных программ профессионального образования всех типов и видов, основанных на модульно-компетентностном подходе и профессиональных стандартах, с прямым участием работодателей и их объединений.

4.         Внедрение дуальной системы подготовки кадров, предполагающей значительное увеличение практической части обучения, непосредственно на рабочих местах в реальном секторе экономики.

5.         Модернизация системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников системы профессионального образования.

Срок реализации Программы: программа рассчитана на 5 лет (2015–2019 г.г.).

Социально-экономические последствия выполнения Программы

Реализация целевой программы «Дуальная система подготовки и повышения квалификации кадров для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностей ГБОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» на 2015–2019 годы» позволит обеспечить следующие конечные результаты:

-          разработка образовательных программ профессионального образования всех типов и видов при прямом участии работодателей и их объединений;

-          обеспечение прямого участия работодателя в подготовке кадров;

-          повышение качества программ повышения квалификации административного и преподавательского персонала системы профессионального образования.

Реализация данной практикоориентированной инновационной программы ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж», основанной на дуальном обучении, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки специалистов среднего звена для нефтехимических предприятий, обеспечивающий востребованность выпускников колледжа на рынке труда, развитию социального партнерства в сфере отечественного профессионального образования.

 

Литература:

 

1.                  Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства / И. М. Айтуганов [и др.] // Казан. пед. журн. — 2009. — № 2. — С. 3–9.

2.                  Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов / В. В. Землянский, Я. В. Канакин // Вопросы современной науки и практики. Университет им В. И. Вернадского. — 2012. — № 1 (37). — С. 104–110.

3.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2014 г. № 780 «О федеральных инновационных площадках».

4.                  http//asi.ru/news/15749

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Татарстан, дуальная система подготовки кадров, нефтеперерабатывающая промышленность, дуальная система, Дуальная система подготовки, Нижнекамский нефтехимический колледж, преподаватель колледжа, высокий уровень, Техническая эксплуатация.

Ключевые слова

Социальное партнерство, профессиональное образование, колледж, социальное партнерство., дуальная система подготовки кадров, интеграция образования и производства, нефтехимическое производство

Похожие статьи

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)

В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Похожие статьи

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект)

В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...