Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху
Автор: Строцева Наталья Леонидовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 06.10.2015
Статья просмотрена: 157 раз
Библиографическое описание:
Строцева, Н. Л. Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху / Н. Л. Строцева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8876/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
К. Д. Ушинский
В наше время, когда у детей много источников информации, когда их практически нечем удивить, очень тяжело заинтересовать в изучении такого, как многие ребята говорят, ненужного предмета, как изобразительное искусство.
Но несмотря на такие сложные условия нашего учительского труда, нужно дать детям знания о творчестве художников, скульпторах, прививать им любовь к искусству, к творчеству, развивать умение творить, создавать, учить рассматривать произведения искусства, рассуждать о них, высказывать своё мнение, учить видеть прекрасное.
Как же это сделать, вопреки желанию детей?
Новые современные технологии открывают перед нами такую возможность.
Что же это за технологии? Конечно, это ИКТ. ИКТ — это один из самых интересных педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока как для учителя, так и для учеников.
Я работаю по программе Б. М. Неменского. Каждый урок построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет.
В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках ИЗО?
1. Проблема иллюстративной поддержки уроков.
На уроках ИЗО необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства.
Использование ИКТ решает множество проблем, одними из которых является малое количество наглядных пособий и невозможность посетить различные музеи и выставочные залы, чтобы увидеть мировые шедевры изобразительного искусства.
2. Раздаточный материал.
Это та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.
Рис. 1. Раздаточный материал для изучения пропорции лица человека
Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.
3. Методические пособия, например, презентации.
Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.
Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала. Заполнение электронных таблиц — обобщают полученную информацию.
Например, при изучении в 7 классе темы «Великие скульпторы». Дети готовят информацию о скульпторах, мы сморим презентации. В конце урока мы подводим итог, составляя таблицу, какой вклад внёс каждый из скульпторов в совершенствовании такого прекрасного вида искусства как скульптура.
Презентации для 9 классов позволяет увидеть необычные архитектурные сооружения (рис. 2).
Рис. 2. Презентация для 8 класса «Необычные архитектурные сооружения»
4. Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а также возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно, выигрывает в сравнении с рукописным.
5. Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д.
Например, уроки в 9 классе. Как трудно заинтересовать девятиклассников искусством, когда у них в голове мысли только о том, как подготовиться к ОГЭ. Но тут приходит мне на выручку CD-диск с 3D изображением театра. Мы рассматриваем уголки театра даже такие, куда простой зритель не может заглянуть. Ребятам нравится видеть то, что, даже побывав в театре, они бы не увидели. А те, кто не был в настоящем театре, хотят туда попасть. Это ведь замечательно!
6. Использование видео на уроках.
Это, конечно, самый любимый вид ИКТ ребят. Тут мы смотрим самый первый мультфильм, который появился в начале прошлого века. И путешествуем по Лувру и Эрмитажу. А иногда попадаем в мультфильм, в котором нам тётушка Сова интересно рассказывает про художников и их картины (для младших учащихся).
7. Использование автоматизированной системы «Сетевой город».
Это очень важная часть использования ИКТ в образовательном процессе. Через систему «Сетевой город» я доступно описываю задания для тех, кого не было на уроке, для тех ребят, которые невнимательно слушали или не успели записать задание. В присоединённом файле у учащихся есть вспомогательные материалы, которых нет в учебнике для работы дома (рис.3).
Рис. 3. Скриншот страницы с домашним заданием в системе «Сетевой город»
Тут же проходит общение между мною и родителями. Также ребята, отсутствующие на уроке, могут сдать работы, переслав их фото по системе «Сетевой город» (рис.4). Это очень нужный элемент ИКТ в процессе обучения.
Рис. 4 Скриншот страницы с домашним заданием ученицы, отправленным по системе «Сетевой город»
На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:
- у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов;
- очень часто ребята самостоятельно дома, в интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;
- проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;
- повысилось качество творческих работ (из-за доступного иллюстративного и информационного материала);
- к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке!
Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков и самое главное — пробудить у детей интерес к познанию искусства!
Похожие статьи
Современные технологии в работе с одарёнными детьми
В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.
Использование «правильных» игр в развитии детей дошкольного возраста
Авторы напоминают о важном значении познавательного развития ребенка, делятся личным опытом по использованию разнообразных игровых пособий и дидактических игр.
Похожие статьи
Современные технологии в работе с одарёнными детьми
В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.
Использование «правильных» игр в развитии детей дошкольного возраста
Авторы напоминают о важном значении познавательного развития ребенка, делятся личным опытом по использованию разнообразных игровых пособий и дидактических игр.