Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 05.10.2015

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Токарев, И. С. Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования / И. С. Токарев. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8883/ (дата обращения: 16.11.2024).

В процессе проведения всех форм физической подготовки тренерами, специалистами физической культуры и медицинской службы осуществляется педагогический и медицинский контроль за физическим состоянием занимающихся.

Важным дополнением к этим видам контроля, позволяющим повседневно следить за изменением в организме после физической нагрузки, является самоконтроль, осуществляемый каждым учащимся в процессе занятий избранным видом спорта.

Задачами самоконтроля являются:

-        приобретение необходимых знаний и навыков в вопросах личной и общественной гигиены;

-        ознакомление с простейшими методами самонаблюдения в процессе занятии физическими упражнениями;

-        использование результатов контроля для повышения эффективности тренировочного процесса;

-        оценка полученных результатов самоконтроля для определения степени физического развития, уровня тренированности и состояния здоровья;

-        воспитание сознательного отношения к процессу своего физического совершенствования.

При наличии возможности и желания данные самоконтроля следует записывать в специальном дневнике с учетом следующих показателей: самочувствие, сон, вес тела, пульс, аппетит, состояние пищеварительного тракта, желание тренироваться, работоспособность, болевые ощущения.

Самочувствие может быть обычным, хорошим или плохим. При наличии вялости, слабости и других неприятных ощущений, связанных с усталостью от воздействия предшествующих тренировок следует снизить объем и интенсивность нагрузки.

Верным признаком наступившего переутомления служит бессонница или повышенная сонливость, прерывистый сон с тяжелыми сновидениями. После такого сна занимающиеся не чувствуют бодрости, а наоборот для них характерно чувство разбитости и вялости, что также требует коррекции физических нагрузок.

Вес тела представляет собой один из наиболее простых показателей самоконтроля. С приобретением тренированности вес, как правило, стабилизируется. При изменении веса в ту или другую сторону необходимо установить причины подобных колебаний, которые могут быть связаны с физической нагрузкой, нерациональным питанием, несоразмеримым употреблением жидкости, временем года, погодой и т. д.

Оперативным средством самоконтроля является пульс, который необходимо определить до и после нагрузки. Длительное восстановление пульса после стандартной нагрузки может свидетельствовать о наступающей перетренировке занимающихся.

Аппетит — верный признак эффективности функционирования организма. Ухудшение аппетита или его отсутствие может быть вызвано заболеваниями или утомлением. Спортсменам необходимо соблюдать и питьевой режим. Введение лишней жидкости, в особенности перед значительными физическими нагрузками, вызывает усиленную дополнительную работу органов кровообращения и выделения. Для утоления жажды иногда достаточно прополоскать рот водой. Пить воду надо маленькими глотками.

Состояние пищеварительного тракта зависит от деятельности желудка, кишечника, связанных с ним желез. Расстройство пищеварения у здоровых людей может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма после физических нагрузок.

Желание тренироваться тесно связано с самочувствием спортсменов и во многом зависит от целей и задач, стоящих перед каждым из них, от вида спорта, эмоциональной насыщенности занятий и т. д.

Работоспособность учащихся зависит от многих причин, включая настроение, утомление от предшествующих нагрузок, общее состояние организма. Она определяется как по объему и интенсивности выполненной работы, так и по реакции организма на определенную нагрузку. Работоспособность может быть повышенной, обычной и пониженной.

Болевые ощущения (головные боли, боли в мышцах, суставах и т. д.) могут быть признаком заболевания, травмы (в этом случае необходима консультация врача) или возникнуть вследствие перетренированности, сильного волнения, неблагоприятных условий в процессе занятий физическими упражнениями.

Своевременная реакция занимающихся на неадекватные реакции организма в процессе физической тренировки, сопоставление своих данных с показателями объективного контроля, полученного медицинскими работниками или в результате визуального контроля руководителей занятий будут способствовать достижению высоких результатов и повышение физической подготовленности юных спортсменов.

 

Литература:

 

1.      «Самоконтроль при занятиях физической культуры» -П. И. Готовцев, В. И. Дубровский,Москва, «Физкультура и спорт»,1984 г.;

2.      «Лечебная физкультура и врачебный контроль»: Учебник под редакцией В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): вес тела, нагрузка, пищеварительный тракт, процесс занятий, физическая нагрузка.

Похожие статьи

Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании

Формирование познавательной активности учащихся на уроках физики

Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой

Вовлечение родителей в физкультурно-досуговую деятельность в ДОУ

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и здоровьем у учащихся посредством нестандартных методов и средств обучения

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Похожие статьи

Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании

Формирование познавательной активности учащихся на уроках физики

Формирование общекультурных компетенций студентов технического вуза на занятиях физической культурой

Вовлечение родителей в физкультурно-досуговую деятельность в ДОУ

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и здоровьем у учащихся посредством нестандартных методов и средств обучения

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики