Формирование российского образования через призму интеграции в общеевропейскую систему образования
Авторы: Семчук Елена Владимировна, Кольцова Дарья Владиславовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 06.10.2015
Статья просмотрена: 203 раза
Библиографическое описание:
Семчук, Е. В. Формирование российского образования через призму интеграции в общеевропейскую систему образования / Е. В. Семчук, Д. В. Кольцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8893/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова:образование, глобализация, конкурентоспособность, модернизация, европейские нормы, внутренний кризис, личность
Современное образование — фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиции комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.
Личность по отношению к институтам государства — всегда объект воздействия. Долгое время государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образовательной деятельности.
Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в течение 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы. Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов ХХ в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие «как открытой государственно-общественной системы».
В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу. Предстоит осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.
В последние несколько лет вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем «Болонского процесса», в модернизации российской высшей школы.
Объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентноспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения.
Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971,1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы.
Болонский процесс — процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.
Официальной датой Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.
Обязательства участников страны присоединяются к Болонской декларации на добровольной основе.
Подписав Декларацию, они принимают на себя определенные обязательства.
Некоторые обязательства ограничены сроками:
- С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
- До 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
- Единые европейские оценки.
- Активная вовлеченность студентов.
- Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
- Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса
- Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
- Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
- Модульная система.
- Дистанционное обучение, электронные курсы.
- Академические рейтинги студентов и преподавателей.
Основные цели Болонского процесса
- Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
- Повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- Обеспечение конкурентноспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбы за студентов, деньги, влияние;
- Достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем образования;
- Повышение качества образования;
- Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
До 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Цель Болонской декларации установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейском рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.
Двухуровневая система высшего образования Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.
В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.
Литература:
1. Байденко В. И. Болонский процесс. Курс лекций. –Изд-во Логос — М.:2004,208с.
2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф. В. И. Байденко.М.:2002.-409с.
3. ДобрынинМ. А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства/Педагогика.-2006.-№ 9.-С.103–108.
4. Шадриков В. Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс Вопр.образования.-2004.
Ключевые слова
модернизация, конкурентоспособность, личность, образование, глобализация, европейские нормы, внутренний кризисПохожие статьи
Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития
Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.
Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании
В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.
Похожие статьи
Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития
Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.
Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании
В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.