Инновационные педагогические технологии в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров социальной работы
Автор: Балханова Екатерина Андреевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.10.2015
Статья просмотрена: 331 раз
Библиографическое описание:
Балханова, Е. А. Инновационные педагогические технологии в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров социальной работы / Е. А. Балханова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8914/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность темы данной статьи заключается в том, что тенденция современного российского общества обращена к стремительному развитию и внедрению средств информатизации и компьютеризации во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу образования, где получают профессиональную подготовку будущие специалисты различных направлений подготовки и специальностей. Такая тенденция развития и внедрения информационных технологий касается также будущей профессиональной деятельности выпускников вузов. С одной стороны, такая тенденция во многом упрощает и систематизирует любую деятельность, где многие действия и способы взаимодействия оказываются наиболее рациональными, а с другой стороны, значительно оказывает влияние на сам процесс образования в высшей школе и требует его качественного пересмотра и переориентации с учетом новых изменений.
Особое внимание в данной статье уделено профессиональной подготовке студентов-бакалавров социальной работы. Успешное и благополучное развитие социальной сферы всего современного российского общества напрямую связано с разрешением возникающих проблем, а также с разрешением уже имеющихся социальных проблемам. Именно деятельность социальных работников направлена на оказание помощи людям, которые не в силах справиться с такими социальными проблемами самостоятельно. Отсюда с уверенностью можно предположить, что качество оказываемой социальной помощи во многом обусловлено личностью самого специалиста, а также уровнем его профессиональной подготовки в высшей школе.
Многие специалисты различных научных направлений (психологии, педагогики, социальной педагогики и др.) исследовали и исследуют проблему личностного роста.
Анализ научной литературы показал, что существуют различные подходы к пониманию личностного роста профессионала.
Понятие «рост личности» возникло в США и берет свое начало из прикладной психологии 50-х — 60-х годов. К. Роджерс [4], изучая личностный рост, указывал на то, что личностный рост влечет за собой качественные изменения личностного развития, которые затрагивают основные жизненные отношения человека, составляя так называемое «ядро» личности.
По мнению К. Юнга [7], понятие «личностный рост» тесно взаимосвязан с тенденцией к саморазвитию и индивидуализации, которыми обладает каждый индивид.
А. Маслоу [2] указывает на то, что личностный рост — есть «лучший выбор жизни», который всегда находится внутри самих нас. Личностный рост, по-мнению А. Маслоу, не заключается в единичном достижении, а представляет особое взаимоотношение мира с самим собой.
Е. И. Рогов [3], представляет личностный рост, как способность личности формулировать, понимать и решать собственные жизненные задачи, проблемы личностного саморазвития, достигая устойчивого успеха в профессиональной деятельности.
Проблема личностного роста занимает важное место и в исследованиях педагогов. Так В. А. Сластенин [6], изучая профессиональный рост педагогов, рассматривает педагогическое мастерство как наивысшую форму профессиональной направленности личности.
В профессиональной подготовке бакалавров социальной работы особенно важно уделять внимание каждой личности обучающегося в группе. Необходимо понимать, что профессиональный рост тесно взаимосвязан с личностным ростом каждого студента-бакалавра социальной работы.
Исходя из позиции, что личностью не рождаются, а личностью становятся, с уверенностью можно сказать, что задача высшей школы состоит в воспитании и обучении всесторонне развитой личности и грамотного профессионала. Именно личностная составляющая каждого специалиста во многом оказывает влияние на успех в его будущей профессиональной деятельности.
С массовым развитием и внедрением информационных технологий появляется уникальная возможность фиксирования и наглядного представления достигнутых результатов на протяжении всего периода обучения в вузе для каждого студента. Именно информационное сопровождение для личности каждого студента так важно в процессе обучения в группе. Можно предположить, что такой подход максимально обеспечит и раскроет внутренний потенциал каждого студента в период его обучения в вузе, а также поможет во многом адаптировать его к будущей профессиональной деятельности. Фиксирование результатов учебных достижений, активного участия в университетских конференциях и мероприятиях, написание научных статей, участие в спортивных и массовых мероприятиях, проводимых университетом, помогут наиболее полно и максимально отразить достигнутые результаты каждого студента, обучающегося по направлению подготовки «Социальная работа».
Рассматривая термин «сопровождение» с точки зрения педагогического смысла, следует обратиться к пониманию и интерпретации данного термина по И. А. Липскому [1], который указывает на то, что педагогическое сопровождение представляет собой совокупность нескольких составляющих как социального, так и педагогического характера. Особое внимание И. А. Липский уделяет педагогическому аспекту сопровождения, который заключается в целенаправленном развитии личности, которую сопровождает человек. Данное сопровождение осуществляется посредством специальных педагогических систем (например, образования).
Согласно позиции В. А. Сластенина, не все студенты в процессе обучения в высшей школе смогут достигнуть максимальных результатов. Только наиболее способные студенты, активные, наиболее заинтересованные в профессии смогут достичь «вершин» профессионально-личностного роста.
Практика убедительно показывает, что на протяжении всей подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», очень важным является максимально сосредоточить усилия на тесной связи обучения в высшей школе с их будущей профессиональной деятельностью. Очевидно, что профессиональное становление и развитие студентов-бакалавров социальной работы возможно лишь при постоянном обогащении каждой личности ценностями, ориентированными на профессию. Очень важно показать студентам, что успех в их будущей профессиональной деятельности формируется постепенно и берет свое начало еще в процессе получения ими образования в вузе. Очевидно, что их достижения в процессе обучения во многом будут отражаться в их профессионально-личностном росте, профессия оказывает влияние на личность каждого специалиста. Наиболее важным здесь является то, что личностные интересы специалиста совпадают с их профессиональными интересами. При таком подходе наиболее вероятно проявление профессионального роста будущего специалиста социальной работы.
В автореферате кандидатской диссертации «Информационное сопровождение профессиональной подготовки педагогов-психологов» А. С. Сейтбатталова [5] подробно исследовала информационное сопровождение, которое представляет непрерывный и целостный процесс информационно-технологического обеспечения профессионально-личностного роста студентов в ходе их профессиональной подготовки в вузе.
Так, А. С. Сейтбатталова рассматривает эффективную модель информационного сопровождения, которая базируется на создании образовательного портала через организацию виртуальных сообществ. Реализация данной модели информационного сопровождения профессиональной подготовки поможет поэтапно обеспечить профессиональное становление студента и наиболее полно реализовать профессионально-личностный рост с помощью средств современных информационных технологий образования, с учетом индивидуализации каждого обучающегося.
Изученные подходы в понимании профессионально-личностного роста позволяют сделать вывод, что профессионально-личностный рост бакалавров социальной работы может быть достигнут, если соблюдены следующие условия:
- студенты будут заинтересованы в достижении «вершин» своего профессионально-личностного роста;
- преподаватели вуза будут ориентированы на личность каждого студента в группе.
Таким образом очевидно, что только при таком комплексном информационном сопровождении профессионально-личностного роста возможно наглядное и актуальное представление будущего образа бакалавра социальной работы в его профессиональной деятельности.
Литература:
1. Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания И. И. Липский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 280–287.
2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с анг. Т. Гутман, Н. Мухина. — Спб.: Питер, 2003. — 352 с.
3. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала / Е. И. Рогов. — М.: Изд-во: Владос-пресс, 2003. — 336 с.
4. Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии / под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М, Педагогика, 1986. — 344 с.
5. Сейтбатталова, А. С. Информационное сопровождение профессиональной подготовки педагогов-психологов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Сейтбатталова Айгерим Сейтбатталовна. — М., 2010–24 с.
6. Сластенин, В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под. ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.
7. Хьелл, Р., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). / Д. Зиглер, Р. Хьелл. — Спб.: Питер Пресс, 1997. — 494 с.