Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 1636 раз

Библиографическое описание:

Забуга, О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников / О. В. Забуга. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8921/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Замечено, что дети, имеющие речевые проблемы, отличаются рядом особенностей в эмоционально-поведенческой сфере. Такие дети чаще эмоционально не устойчивы, ранимы, у них отмечается нарушение самоконтроля, неспособность концентрировать внимание, очень часто речевые нарушения развиваются на фоне выраженных невротических проявлений.

В настоящее время количество детей с речевой патологией, отягощенной неврологической симптоматикой, стремительно возрастает. Часто в логопедической практике логопеду приходится подбирать такие приемы работы, которые будут максимально эффективны в работе с такими детьми. В соответствии с этим, мы все чаще сталкиваемся с поиском новых, комплексных методов работы, находящихся на стыке медицины и психологии.

Определяя актуальность данной проблемы, хочется отметить, что использование элементов игровой психокоррекции таких как, песочная терапия и акватерапия, дает очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем у дошкольников. Использование песочной терапии и акватерапии, как в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера, так и для непосредственной речевой коррекции, является весьма эффективным методом работы.

Используя игровую терапию, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. С помощью воды и песка мы имеем возможность проводить профилактическую работу над негативными эмоциями (агрессивные проявления, снятие излишней тревожности, плаксивости). Кроме этого, элементы пескотерапии и акватерапии, позволяют стимулировать познавательную сферу, а именно корригировать все стороны речевого развития (дыхание, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизносительная сторона речи, связная речь), а так же создавать положительный эмоциональный фон и замедлять негативные невротические проявления. Песок и вода являются природными и экологическими чистыми материалами, манипулирование с которыми не требует больших затрат, просто и понятно для любого ребенка. Логопед может выступать как в роли наблюдателя, так и в роли руководителя процесса, в зависимости от поставленных задач. Играя с песком, ребенок раскрывает свой внутренний мир и обучается в естественных условиях, как бы играя, перенося полученные навыки в свою жизнь.

Таким образом, творческий потенциал логопеда позволяет использовать элементы игровой терапии с песком и водой в различных вариациях и в зависимости от конкретных ситуаций, будь то плановая игра с песком для отработки произнесения того или иного корригируемого звука, а так же в момент снятия психо-эмоционального напряжения у негативно настроенного на логопедическую работу малыша. Ведь только при благоприятном настрое ребенка на работу и его желании можно добиться положительной динамики в речевой коррекции.

В литературе описано большое количество приемов использования аква- и песко-терапии, каждый специалист выбирает для себя и своих маленьких пациентов наиболее подходящие, приемлемые для каждой конкретной ситуации, варианты игр, но самым главным условием является не навязывание логопедом игры, а способность специалиста идти от ребенка, за ним, ненавязчиво и незаметно подталкивая его к выполнению поставленных задач, тем самым, помогая малышу делать все самому, а не за него. Хочется среди такого разнообразия игр с использованием воды и песка, выделить игры, направленные на развитие познавательного интереса в рамках коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Стоит отметить, что при использовании аква- и песко-терапевтических игр необходимо соблюдать специальные правила и ритуалы, подчиняющиеся законам развития психо-эмоциональной сферы, определяющиеся индивидуальными особенностями каждого пациента, особенностями развития его высшей нервной деятельности.

Используя элементы пескотерапии для коррекции логопедических процессов, желательно не пренебрегать основными условиями организации этих игр, так называемых ритуалов, о которых написано в любой книге по пескотерапии. Ведь, решая задачи по коррекции речевых проблем, мы имеем уникальную возможность соприкоснуться с той частичкой человеческого бытия, когда бессознательное выходит наружу через определенные символические образы и мы можем стать наблюдателями проекции внутреннего мира наших маленьких пациентов.

Итак, для развития диафрагмального дыхания, которое является основой в логопедической работе, можно предложить следующие виды игр, которые носят, как обучающий, так и психотерапевтический эффект.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам — набирай воздух через нос, не поднимая плечи, надувай живот «шариком», выдыхай медленно и плавно, старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой. Например, упражнение «Фонтанчик» лучше выполнять с кипяченой водой, в индивидуальном стакане. Ребенок, удерживая губами коктейльную трубочку, производит «бульки» в стакан с водой, то сильнее, то спокойнее, на одном выдохе постараться сделать несколько вкл-выкл фонтана.

Еще вариант упражнения «Сделай шторм», ребенку предлагается длительной сильной воздушной струей вызвать «шторм» на воде или на песке. В «Парусной регате» принимает участие несколько детей. В широкую емкость с водой опускают парусники и предлагают детям отправить парусник в плаванье с помощью длительного выдоха. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

Другой вариант, когда из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок дует на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь. Очень действенным и эффективным способом в игровой психокоррекции на логопедических занятиях для регуляции мышечного тонуса и снятия напряжения с мышц пальцев рук, а так же для совершенствование мелкой моторики являются следующие упражнения: положить ладони на воду или песок, почувствовать полное расслабление пальцев, погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать кулачки, погрузить пальцы в воду или песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно, погрузить пальцы в воду или песок, и легкими движениями создавать «волны», при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.

Артикуляционные упражнения языка так же можно сочетать с движениями рук в воде или по песку, таким образом, отрабатывая темп выполнения упражнения. Например, выполняя упражнение «Лошадка», можно щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде или песку, можно в так кидать в воду мелкие камушки. Выполняя «Часики», можно языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде или на песке рисовать движения стрелок часов.

При автоматизации поставленных звуков так же можно использовать игровые приемы. Например, при автоматизации звука Р можно рисовать на воде букву Р, произнося одновременно звук Р, либо рисовать непрерывную вертушку на песке, пока хватает выдыхаемого воздуха или же, набрав в ладонь песок, на выдохе медленно его пересыпать с руки в руку. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука. При автоматизации слогов, слов можно прошагивать пальчиками, имитирующими ноги, по песку, или отшлепывать слоги на воде. На песке можно отрабатывать слоговую структуру слов, рисуя домики для слогов и слов. Можно использовать цветной песок и подкрашенную воду, что становится особо незаменимым при развитии фонематического слуха.

Кроме воды в ее жидком состоянии, интересно использовать ее в виде разнофигурного льда, что так же позволяет отрабатывать поставленный звук. Например, логопед предлагает выбрать из замороженных фигурок только те, в названиях которых есть звук Р. Если ребенок выбирает правильно — лед тает и превращается в игрушку.

При работе со сложными словами можно использовать следующий вид работ. Ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду — анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика — происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку — образуется слово «водослив».

С помощью аква-игр и элементов пескотерапии логопед может работать с ребенком над грамматическим строем речи. Например, в этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории. Так ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка — полосатая, кораблик — легкий, блюдце — пластмассовое).

При подготовке к обучению грамоте ребенок, по заданию логопеда, удочкой с магнитом вылавливает со дна ванночки заданные буквы, обозначающие гласные или согласные звуки. Кроме этого, ребенок по заданию логопеда удочкой вылавливает определенные буквы и составляет слово.

Работая над связной речью в играх с водой и песком, логопед отрабатывает грамматические категории, предложно-падежные конструкции.

Выполняя действия с игрушкой в воде или на песке, ребенок составляет рассказы-описания, придумывает волшебный мир перевоплощений. При этом, логопед работает и над развитием мелкой моторики, так, описывая внешний вид рыбки, ребенок проводит пальцем по частям рыбки, ее тела. В бассейне для акватерапии можно менять температуру воды, устраивать шторм и бурю, сопровождать игры музыкой и эффектами света (мигающие свечи, начавшийся дождь, звездопад и т. д.), что невероятным образом влияет на эмоциональное состояние ребенка, обеспечивая, тем самым, длительный, пронесенный через свои глубинные состояния эффект от коррекционных занятий. Ведь то, что эмоционально окрашено и вызывает сильные эмоции (в данном случае, хочется надеяться, что исключительно положительные), запоминается на длительное время.

На песке и в воде можно проигрывать любые ситуации, исключая возможность ошибок, ведь здесь все можно исправить, переделать и картинка будет полной и насыщенной. Песочница и мини бассейн для ручных игр — это прекрасная развивающая среда для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих речевые и психо-эмоциональные проблемы. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком и водой насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка.

Расставляя фигурки на песке, малыш как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отношения... Играя с песком и водой, ребенок бессознательно рассказывает о себе, о своих печалях и надеждах... Какая ответственность в данной игре у логопеда, ведь он не только корригирует речь ребенка, но и открывает окошко в глубины его внутреннего мира. Только от профессионализма и творческого подхода логопеда к своей работе, использование элементов аква- и пескотерапии как метода психокоррекционного воздействия при работе над речевыми патологиями будет оправдано. Творите, логопеды, на радость детям и себе!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песок, вод, внутренний мир, игра, логопед, задание логопеда, игровая терапия, песочная терапия, связная речь.

Похожие статьи

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста