Повышение эффективности подготовки студентов нефтяного техникума в формате использования электронных образовательных ресурсов
Автор: Скобелева Ирина Ефимовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 08.10.2015
Статья просмотрена: 154 раза
Библиографическое описание:
Скобелева, И. Е. Повышение эффективности подготовки студентов нефтяного техникума в формате использования электронных образовательных ресурсов / И. Е. Скобелева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8922/ (дата обращения: 15.11.2024).
Мы не представляем нашей жизни без таких уже обычных предметов, как плазменная панель, 3Д телевидение, мультимедийный проектор, ноутбук. Широкое применение электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) нашли и в образовании. ЭОР способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
По мнению Н. В. Бужинской анализ данных исследований позволяет определить понятие «электронные образовательные ресурсы» как совокупность программных продуктов, представленных в электронной форме, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс и управлять им [8].
Интересен проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), который направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт — ОМС-плеер.
Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи [7].
В данной статье представлен опыт работы автора по внедрению мультимедийных продуктов в образовательный процесс посредством разработки и проведения комбинированных занятий с использованием созданной презентации, элементов интерактивной доски и видеофрагментов.
Применяя старые методы предоставления учебного материала (объяснение, учебники, раздаточный материал) преподавателю уже затруднительно привлечь внимание обучающихся к изучаемой теме, ну как следствие происходит снижение их мотивации к получению новых знаний.
Вызвать у обучающихся интерес к получению знаний возможно посредством использования информационных технологий и ЭОР. Подготовка к любому занятию с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки большого количества материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате.
Использование компьютерных технологий для реализации обучения с использованием ЭОР предполагают не только общение студента с компьютером, но одновременно дают преподавателю неограниченные возможности в коррекции процесса обучения. Если для школы уже существуют продукты, использующие мультимедиа технологии в учебном процессе, то для образовательных организаций среднего профессионального образования (далее ОО СПО) готовых программных продуктов нет. Поэтому перспективность использования ЭОР, внедрение таких их образование приводит нас к тому, что преподаватели осваивают инструментарии создания мультимедиа контента и учебных мультимедиа продуктов. Хотя, современное среднее профессиональное образование по оснащенности компьютерной техникой находится на достаточно высоком уровне, но те компьютеры, которые имеются, в основном используются на уроках информатики и задействованы не полностью в учебном процессе. Интернет, как помощник и источник новой информации на занятии в большинстве недоступен преподавателям профессионального цикла. Большое количество обучающих, развивающих и контролирующих программ не применяются на занятиях. Кроме того существующей материально-технической базы недостаточно для реализации программ ФГОС нового поколения. Плакаты, макеты и учебная литература устаревает.
Стремление и желание, студентов получить современное образование порой сталкивается с проблемой нехватки средств ОО на приобретение современного компьютерного и мультимедийного оборудования. Применение мультимедийного проектора и интерактивной доски на занятиях вызывает повышенный интерес у студентов.
Использование на занятиях ЭОРобогащает облегчает процесс усвоения материала; возбуждает интерес к изучаемым дисциплинам; расширяет общий и профессиональный кругозор студентов; повышает производительность труда всех участников образовательного процесса. Прежде чем создать презентацию, необходимо сформулировать тему и определить концепцию и место презентации в занятии. Если презентация становится основой занятия, то выделяются этапы занятия, выстраиваются логика рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты) и только после этого создаются слайды в соответствии с планом занятия в программе PowerPoint [5].
Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то четко формулируется цель использования презентации и, исходя из нее, отбирается, структурируется и оформляется материал. В данном случае необходимо четко ограничивать время показа презентации, продумывать варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания обучающимся. Наиболее перспективным направлением считаю проведение занятий по междисциплинарным курсам (далее МДК) с использованием сети интернет и элементов интерактивной доски.
На основе детальной проработки и детализации учебного занятия, определение ключевых компетенций темы занятия «Хранение и распределение нефти и нефтепродуктов» были поставлены цели:
обучающие:
обобщить и систематизировать знания о строительных конструкциях;
применить знания студентов, полученные при изучении дисциплин «Гидравлика», «Машины и оборудование газонефтепроводов»;
расширить знания студентов в области резервуаросторения и хранения нефти и нефтепродуктов;
развивающие:
способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, умения анализировать полученную информацию;
воспитательные:
формировать у студентов ответственность за качество выполненной работы;
воспитывать у студентов инициативность и исполнительность в процессе учебы и труда.
План занятия с использованием ЭОР в различных форматах представлен в табл. 1.
Таблица 1
План занятия
Название этапа занятия (время) |
Деятельность преподавателя |
Показатели реального результата деятельности студентов |
Методическое обеспечение |
Организационный момент (5 мин) |
Преподаватель объясняет тему и цели занятия. |
Приветствуют преподавателя, слушают, настраиваются на восприятие материала, осознают важность качества выполняемых заданий |
Мультимедийная презентация |
Проверка знаний (15 мин) |
Установление правильности выполнения тестового задания обучающимися, выявление пробелов и их коррекция. |
Установление правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
Тестовые карточки Варианты ответов на тесты |
Подготовка к основному этапу занятия (20 мин) |
Систематизация знаний обучающихся по учебному материалу для качественного восприятия новых знаний и умений. |
Участие и коррекция пробелов в повторении сопутствующего материала. Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
Видеофильм Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=7q4fv0Bk0Y4#t=12 |
Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин) |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Активные действия обучающихся по изучению материала; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
Мультимедийная презентация |
(10 мин) |
Видеофильм Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=rGW6FMOjz4U |
||
Первичная проверка понимания (5 мин) |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий. |
|
Закрепление знаний и способов действий (10 мин) |
Обеспечение усвоения новых знаний. |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
Мультимедийная презентация с элементами интерактивной доски |
Подведение итогов занятий (10 мин) |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Получение обучающимися информации о правильности решения поставленной проблемы. |
|
Информация о домашнем задании (5 мин) |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Успешное выполнение домашнего задания всеми обучающимися. |
Методическая разработка |
Использование на занятии перечисленные выше ЭОР позволяет повысить интерес к конкретным производственных операциям и технологическому процессу, расширить тематику ситуационных производственных задач и тем самым сформировать знания и умения в данной области на более высоком уровне.
Формирование навыков конкурентоспособного специалиста необходимо осуществлять в условиях реализации учебно-методических, информационных, специальных, социальных и ключевых компетенций. Для реализации этих компетенций внедрение в образовательный процесс мультимедиа и ЭОР является одним из действенных условий.
Вследствие вышеизложенного с учетом выделенных преимуществ мультимедиа технологий и использования ЭОР, определяющим аспектом мультимедийного сопровождения познавательно-профессиональной деятельности и основных видов учебной работы мы видим в разработке электронных версий преподаваемых дисциплин и МДК, что позволит индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательно-профессиональную активность, самостоятельность и творчество обучающихся.
Литература:
- http://ait-tex.ucoz.ru. Мультимедиа технологии как современное средство активизации познавательной деятельности студентов.
2. http://festival.nic-snail.ru. Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы. Клешнева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ имени А. Н. Арапова г. о. Верх-Нейвинский.
- http://tvoystart.ru
- Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий// Информационные технологии. — № 6. — 1998. — С. 38–43.
- Проценко Е. В. Мультимедийная презентация — одна из форм использования ИКТ в работе ДОУ.
- http://www.docme.ru/doc/165515/innovacionnyj-obrazovatel._nyj-kompleks.
- http://fcior.edu.ru/o-proekte
- Бужинская Н. В. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей информатики [Текст] / Н. В. Бужинская // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — с. 199–202.