Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству
Автор: Зенова Анжелика Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 504 раза
Библиографическое описание:
Зенова, А. В. Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству / А. В. Зенова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8926/ (дата обращения: 15.11.2024).
)
Креативность, согласно исследованиям психологов и педагогов, тесно связана с развитием личности и интеллекта, которое имеет особую форму у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению. Таким образом, предпосылкой развития творчества в дошкольном возрасте является развитие воображения.
Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом [3, с. 13]. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только от опыта, но и от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка [2, с. 36]. В 5–7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Л. С. Выготский отмечает, что детское воображение имеет образный характер, его функционирование — это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ [3, с. 14]. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию накопленного опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т. к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами [10, с.23].
Таким образом, воображение дошкольника превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.
В исследованиях О. М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [4, с.57].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Выделенные предпосылки развития креативности позволяют определить понятие «креативность дошкольника», под которым в своей работе мы понимаем особую форму проявления у ребенка способности к творчеству, в основе которого лежит воображение.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил сделать выводы о том, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования творческого воображения при целенаправленном руководстве взрослого при создании определенных условий.
Большое место в развитии креативного потенциала дошкольника отводится искусству, и одному из его видов — народному (декоративно-прикладному, музыкальному, устно-поэтическому).
Д. С. Лихачев считает, что народное творчество — это неоценимое богатство каждого народа, сокровищница народной мудрости, пласт национальной культуры, показатель его способностей и таланта. [11, с. 56].
Знакомя детей с народным творчеством у ребенка обогащается его личный субъектный опыт, что отражается на креативном потенциале дошкольника.
По мнению В. П. Силина народное искусство можно считать «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей».
Народное искусство (декоративно-прикладное, музыкальное, словесное) содержит в себе могучий воспитывающий и обучающий потенциал. Т. И. Бакланова, Г. Н. Волков, Ф. Х. Валеев, М. Ф. Гуртуева, Д. С. Лихачев, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова выделяют ряд ярко выраженных характерных черт народного искусства, которые формируют воспитательную, образовательную и обучающую ценности у детей. К ним относятся традиционность, коллективный характер творчества.
Таким образом, народное творчество можно рассматривать как систему обеспечения социального наследования.
Для развития креативности педагогами могут быть созданы следующие условия при приобщении к народному творчеству детей дошкольного возраста: создание атмосферы национального быта; широкое использование фольклора; знакомство с обрядовыми праздниками; знакомство с народным искусством; знакомство с русскими народными играми.
По мнению Н. Л. Жуковской, Л. Л. Абаевой, интересным, эффективным и активным средством для развития воображения дошкольников является сибирский фольклор.
Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы. В сибирских сказках много метафор, сравнений, загадок, пословиц, поговорок. Благодаря такому языку создаётся особый фантастический мир, в котором всё представлено ярко, запоминается сразу и надолго. В этом ряду особо стоят сказки и легенды о Байкале, истории заселения его побережий. Литературная биография и кладовая различных творческих жанров Прибайкалья богата и обширна изобилием фольклорным материалом нашего края, которые отражают духовно-нравственное творчество коренных народов: тунгусов (эвенков), бурят и пришедших позднее в эти места. Поэтому и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несет огромную ценность, что безусловно отражается на опыте ребенке, и на развитии творческого потенциала.
Ознакомление дошкольников с народной игрушкой, так же является важным средством в развитии творчества дошкольников.
Ю. Н. Борев, М. С. Каган, Г. Л. Дайн, В. А. Разумный, Л. Н. Столович и др. считают, что игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер. Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми».
В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, техники и искусства.
Таким образом, народная игрушка может стать тем средством обучения и воспитания, которое, находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая потребностям и интересам ребенка, будет способствовать развитию его творчества при целенаправленном использовании.
Е. Берестнева отмечает, что на развитие творчества дошкольника влияет организация совместных занятий с детьми и родителями по ознакомлению и изготовлению с русской народной обрядовой игрушкой. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. При изготовлении кукол совместно с родителями дети учатся шить, вышивать, постигают традиционное искусство одевания, что безусловно отражается на воображении дошкольника и становлении его творческого потенциала. Так как созданная кукла ребенок будет отличаться от других, даже если сделана по одной технологии, она несет отпечаток субъектного опыта при изготовлении игрушки.
По мнению П. Ф. Лесгафта народная игра так же влияет на развитие творческого потенциала дошкольника. По его мнению, преимущество народных подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что она всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную деятельность детей.
Подвижные игры народов Восточной Сибири позволяют полнее пережить особенности быта и труда сибиряков — детям предлагается вжиться в образ пастуха, рыбака, охотника и др., что влияет на развитие воображения, а значит и творчества дошкольников.
Таким образом, народное творчество является универсальным средством для развития креативного потенциала дошкольника. Так как разные средства (фольклор, народная игрушка, народные подвижные игры) обогащают личный опыт ребенка, у ребенка накапливаются знания, представления, что потом выражается в проявлении креативности в разных видах деятельности дошкольника.
Литература:
1. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 5.
2. Виноградов, Г. С. Сказки как источник детского поэтического творчества [Текст] // Из истории русской фольклористики. Вып. 4–5: Сб. науч. трудов / Ред. Коллегия: А. А. Горелов (отв. ред.), В. И. Еремина, Е. А. Костюхин, Ю. И. Марченко, Т. А. Новичкова, А. Н. Розов. — СПб, 1998. с. 258–270.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1997г.
4. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие. / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина — М.: Просвещение, 1998. — 416 с.
5. Жуковская, Р. И. Родной край [Текст] / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с.: ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
6. Жуковская, Н. Л., Буряты [Текст] / Отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Изд-во Наука. — 2004. — 633 с., — а-цв.ил. — (Народы и культуры).
7. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — с.16–20.
8. Полуянов, Д. В. Воображение и способности [Текст] / Д. В. Полуянов. — М.: 3нание, 1985. — 50 с.
9. Савенков, Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере [Текст] / Л. И.Савенков // Дошк. восп. — 1998. — № 5–6.
10. Экология культуры [Текст] / Под ред. Д. В. Лихачева.- Москва: Наука, 1979. — с.67
11. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева — М.: 1997.