Государственно-общественное управление образовательной организацией на примере МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда»
Автор: Осадчая Антонина Анатольевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 03.11.2015
Статья просмотрена: 580 раз
Библиографическое описание:
Осадчая, А. А. Государственно-общественное управление образовательной организацией на примере МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда» / А. А. Осадчая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8930/ (дата обращения: 19.12.2024).
Сегодня имеются многочисленные научные исследования, посвященные таким различным аспектам государственно-общественного управления в образовании. На наш взгляд, наиболее глубокие исследования представили Н.М Федорова («Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России» [4]) и В. И. Гусаров («Государственно-общественное образование» [5]). Н. М. Федорова в своем исследовании делает вывод, что «активное участие общества в управлении школьным образованием возможно при открытом согласовании позиций сторон, определении приоритетов и запросов общества в отношении школьного образования» [4, с. 38]. В качестве рисков для функционирования ГОУ автор выделяет: непрофессионализм общественных управляющих и отсутствие эффективных механизмов его повышения; недостаток мотивации у общественности; недостаток возможностей для обучения школьных управляющих [4, с. 35]. Гусаров В. И. отмечает, что за 20 лет, прошедшие с момента принятия «Закона об образовании» 1992 г., реализация заявленного законом принципа государственно-общественного управления образованием сдерживалась «отсутствием в законодательстве РФ специальных юридических норм для организационно-правового оформления государственно-общественного характера управления» [5, с. 239]. В частности, регламентацию управления государственным и муниципальным образовательным учреждением Закон 1992г. относил к уставу образовательного учреждения, который утверждался его учредителем. Пункт 7б части 1 статьи 13 Закона требовал указать в уставе образовательного учреждения структуру, порядок формирования органов управления, их компетенцию и порядок организации их деятельности [1].
Согласно новому Закону об образовании № 273-ФЗ, управление образовательной организацией (ОО) осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В частности, пункт 4 статьи 26 вводит перечень коллегиальных органов управления в ОО: общее собрание (конференция) работников ОО; педагогический или ученый совет; попечительский, управляющий или наблюдательный советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей ОО. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция данных органов управления, по-прежнему устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [6, ст. 26, п.5] Пункт 6 статьи 26 Закона гласит, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления ОО и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе вышеперечисленных субъектов создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы; действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации [6, ст. 26, п.6].
Модель государственно-общественного управления в МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда» совпадает с традиционной: в соответствии с Уставом, в Гимназии формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Совет Гимназии, Общее собрание работников Гимназии, Педагогический совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления Гимназией, порядок принятия ими решений и выступления от имени Гимназии устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формой управляющего совета является Совет Гимназии (выборный коллегиальный орган управления), который осуществляет общее руководство. Деятельность Совета регламентируется Уставом. К компетенции Совета Гимназии относятся: определение стратегии развития Гимназии; основных направлений развития Гимназии; вопросы этики и гласности (включая такие аспекты как публичный доклад, сайт Гимназии в сети Интернет); общий контроль за расходованием средств, являющихся собственностью Гимназии; рассмотрение и утверждение локальных нормативных акты Гимназии по вопросам, находящимся в компетенции Совета; обсуждение и внесение своих предложений по вопросу внесения изменений в Устав Гимназии, по вопросу укрепления и развития материально-технической базы Гимназии в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса; по вопросу введения профилей и других направлений дифференциации обучения, по развитию платных образовательных услуг. Совет Гимназии призван содействовать созданию здоровых и безопасных условий обучения в Гимназии, в том числе через привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Гимназии.
В компетенцию Совета Гимназии входит рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей (законных представителей), а также принятие в соответствии с требованиями действующего законодательства решения об отчислении учащегося из Гимназии, ходатайствование при наличии оснований перед директором Гимназии о поощрении работников Гимназии или о принятии к ним мер дисциплинарного взыскания. В рамках действующего законодательства Совет принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию Гимназии от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность. Кроме того, Совет Гимназии представляет совместно с директором Гимназии интересы Гимназии в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных организациях.
В Совет Гимназии входят равное количество представителей родительской общественности, учащихся 9–11 классов, педагогов, работников Гимназии, имеются кооптированные члены.
Согласно Уставу, срок полномочий каждого состава Совета составляет один год, однако, как правило, члены Совета — представители учащихся и родителей принимают участие в работе трех созывов Совета, и ежегодно состав совета обновляется на одну четвертую часть, что позволяет организовать работу Совета с соблюдением принципов планомерного развития и преемственности общей политики, частично решить вопрос обучения и подготовки членов Совета. Отличительной особенностью Совета Гимназии МОУ «Гимназия № 9 Кировского района Волгограда» является тот факт, что представители родительской общественности, педагогов и работников гимназии, входящие в его состав, являются выпускниками Гимназии. Наша практика показывает, что такие люди имеют сформированное чувство патриотизма по отношению к Гимназии, а также развитое чувство ответственности по отношению к доверенному им обществом делу государственно-общественного управления образовательным учреждением.
В статье 45 закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает защиту прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В частности, в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника. Создание и обеспечение функционирования такой комиссии относится к компетенции Совета Гимназии. Данная комиссия создается из равного числа представителей работников Гимназии, совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее решения являются обязательными для всех участников образовательных отношений в организации и «подлежат исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением» [6, там же].
Очень часто приходится слышать, что управляющий совет образовательного учреждения становится всего лишь «общественным» прикрытием политики директора. По этому поводу в одной из своих публикаций очень точно сказал выдающийся российский педагог А. А. Пинский, человек, стоявший у истоков развития в России принципа государственно-общественного управления общеобразовательными учреждениями: «Демократию нельзя подарить. Управляющие советы создают новые условия и новые возможности. Все зависит от того, хотят ли люди ими воспользоваться».
Безусловно, первым шагом в формировании действующей системы государственно-общественного управления является четкое распределение управленческих компетенций учредителя, руководителя образовательного учреждения, Совета Гимназии. Основной управленческой компетенцией Совета Гимназии является общее стратегическое руководство образовательной политикой гимназии, реализуемое через такие управленческие функции как стратегическое планирование образовательной деятельности, бюджетное и внебюджетное планирование, а также через мотивацию деятельности участников образовательного процесса, направленной на повышение качества образования.
Для определения приоритетных направлений образовательной политики Гимназии ежегодно проводится мониторинг удовлетворенности качеством образования среди всех участников образовательного процесса. На заседании Совета Гимназии происходит обсуждение итогов мониторинга и выработка решений, которые прописываются в Программе развития образовательного учреждения или дополнениях к ней. Опрос, проводимый в рамках мониторинга, включает вопросы как открытого, так и закрытого типа, например: Считаете ли Вы, что организация горячего питания в Гимназии находится на удовлетворяющем Вас уровне? По Вашему мнению, какие меры по улучшению обеспечения учащихся горячим питанием необходимо принять администрации Гимназии, членам общешкольного родительского собрания? Своевременно ли Вы получаете информацию об академических успехах Вашего ребенка? Какие меры по улучшению информирования необходимо принять? В частности, в результате такого опроса в текущем учебном году в некоторых классах принято решение сохранить традиционный дневник на печатной основе, несмотря на то, что вся Гимназия работает в Единой информационной системе «Город. Образование»; во 2–4 классах произошло перераспределение времени, отведенного для приема пищи, с тем, чтобы учесть особенности классов, распределение учебной нагрузки в течение дня. Таким образом, мы видим, что реальная работа системы ГОУ в образовательном учреждении позволила сделать процесс переговоров с родителями, в течение предшествующих двух лет высказывавшими претензии относительно времени приема пищи учащимися начального уровня образования, а также недовольными деятельностью классных руководителей по информированию родителей об академических успехах детей, более организованным и направить его в конструктивное русло, что в конечном итоге способствует созданию более комфортных условий в Гимназии.
В Гимназии в течение ряда лет развивается практика общественной экспертизы качества образования путем открытой системы интернет-голосования на сайте Гимназии (среди тем, затронутых за последние три года деятельность детского объединения, платные дополнительные образовательные услуги, участие обучающихся в игровых конкурсах и другие), что позволяет осуществлять независимый общественный мониторинг состояния и развития. В частности, на заседаниях Совета Гимназии проводится анализ общешкольных воспитательных мероприятий. Открытость гимназии, доступность информации о результатах работы образовательного учреждения и Совета Гимназии для общественности обеспечивается через сайт Гимназии, ежегодный публичный доклад. В сложившейся системе управления все участники образовательного процесса несут ответственность за реализацию принятых решений. Родители из сторонних наблюдателей постепенно превращаются в непосредственных участников образовательного процесса. А именно это, по нашему мнению, и делает школу привлекательной для социума, поднимает ее рейтинг, сближает образование с семьей. Гимназия в условиях таких перемен приобретает статус социально активной школы. Инновационная деятельность Гимназии, усиление общественной составляющей в управлении способствует улучшению ее имиджа, свидетельством чему является большая доля учащихся (более 40 %), проживающих не по микроучастку.
Вовлечение общественности посредством участия в работе в Совете Гимназии, Общешкольном родительском комитете в работу по планированию бюджета, способствует привлечению внебюджетных средств, что не только обеспечивает решение таких актуальных вопросов, как ремонт помещений, создание условий для обеспечения учащихся горячим питанием, но и позволяет учащимся принимать участие в международных проектах (Peace Doves, Plant a tree for peace, World Murals, Flat Stanley Project и др.), различных программах и фестивалях, конференциях, конкурсах, победы в которых приносят бонусные баллы имиджу образовательного учреждения, что в конечном итоге позволяет привлекать всё новые внебюджетные средства.
Наш опыт показывает, что в целом система государственно-общественного управления в Гимназии создает имидж современного образовательного учреждения с демократичным стилем управления.
Литература:
- Об образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 (с изм. от 03.12.2011 № 385-ФЗ) [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (дата обращения 31.08.2015)
- О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 [электронный ресурс]. URL: www.zakonprost.ru/content/base/39758(дата обращения 05.09.2015)
- Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге [электронный ресурс]. URL: www.kirov.spb.ru/docs/progress/koncepciya_gos_obsh_upravleniya.doc (дата обращения 31.08.2015)
- Федорова Н.М Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России: Автореферат дис. … доктора пед. наук [электронный ресурс]. URL: http://disbase.ru/article/12042010_fedorovanm (дата обращения 31.08.2015)
- Гусаров В. И. Государственно-общественное образование [электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/library/book111.pdf (дата обращения 01.08.2013)
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Официальный сайт Института развития государственно-общественного управления образованием [электронный ресурс]. URL: http://www.gouo.ru/irgou/about/ (дата обращения 06.09.2015)