Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Автор: Альмухамбетова Акзира Сабирбаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 16.10.2015
Статья просмотрена: 379 раз
Библиографическое описание:
Альмухамбетова, А. С. Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / А. С. Альмухамбетова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8936/ (дата обращения: 15.11.2024).
Компетентностный подход является самым важнейшим из концептуальных положений в материалах о модернизации образования. Компетентностный подход — это ориентация на цели образования: обучаемость студента, самоопределение, самоактуализация, социализация и формирование индивидуальности.
Для того чтобы реализовать в учебном процессе компетентностный подход необходимо трансформировать роль преподавателя, который владеет педагогическими технологиями, где во главу ставится акцент на методах стимулирующих обучение на основе действия, обмена опытом, творческого решения проблем, исследования ролевых моделей. Раскрывая практическую сторону вопроса. Именно компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования [2, с..29].
Формирование заявленных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь — это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями. [4, с.12]. Поэтому традиционное обучение, когда студенту передаются только готовое знания, оказывается малоэффективным. Как показывает практика, передача готовых знаний не всегда побуждает студента к готовности и способности выявлять и анализировать поставленные задачи и определять самостоятельно пути их разрешения. Возникает вопрос: как повысить эффективность учебы и добиться значительного повышения профессиональных компетенций? В чем видится новая роль преподавателя? Преподаватель должен стать квалифицированным консультантом, владеющим современными методами консультирования по решению различных проблем. В подобном случае студент становится единомышленником преподавателя в решении различных ситуационных задач. Только в работе данного направления студент целеустремленно пополняет те знания, которые связаны с теорией решения той или иной ситуации. Необходимо отметить, что в роли экспертов по предложенным проектам реализации конкретных учебных ситуаций также выступают сами студенты.
Обязательная часть профессионального цикла ППССЗ СПО базовой подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасности жизнедеятельности». Дисциплина «Безопасности жизнедеятельности» играет большую роль в развитии личности молодого человека. Данная дисциплина предполагает формирование компетенций студентов по реализации безопасного существования в современной окружающей среде для человека. Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов получили название «методы активного обучения». [4, с.31]. Формой моделирования содержания окружающей среды, которая окружает человека, воссоздание системы отношений, характерные для той или иной деятельности, является деловая игра. Для проведения учебного урока в виде деловой игры необходимо учитывать следующие принципы: имитационное моделирование содержания в конкретных условиях; воспроизведение проблемных ситуаций при применении игровых заданий, которые содержат противоречия, вызывая затруднения у студентов; совмесная деятельность; общение студентов-партнеров и их взаимодействие для решения учебных задач и подготовки согласованных решений; двуплановость игровой учебной деятельности. В деловую игру необходимо включать следующие элементы: вводное слово преподавателя с разъяснением целей, задач урока, критерии оценок, ответы на теоритические вопросы, подведение итогов.
Деловая игра создает систему действий, направленных на тренировку внимания, памяти, мышления. Решаются задачи, развивающие такие функции психики, как познавательная, регулятивная, коммуникативная. Это помогает формировать психическую и физическую готовность студентов к действию в реальных чрезвычайных ситуаций [1, с.15]. Деловая учебная игра включает следующие этапы:
ориентация — на данном этапе необходимо представить тему, ознакомить с основными моментами, которые используются в данной теме. На этом же этапе необходимо дать характеристику имитации и игровых правил, общий ход игры;
подготовка к проведению — предлагается сценарий, останавливаясь на игровых задачах, ролях, процедурах игры, подсчета очков;
проведение самой игры — преподаватель организует саму игру, фиксируя следствия игровых действий, т. е. подсчет очков, характером принимаемых решений и т. д., на данном этапе необходимо провести обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событиям» игры, а также их восприятия студентами. Необходимо отметить, что одним из результатов подведения может быть пересмотр игры, сбор и анализ предложений по внесению в нее поправок, изменений. [4, с.39]. Практическое применение методов активного обучения в учебном процессе на уроках, можно рассмотреть на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Целью данной деловой игры это получение практического опыта в интерактивной форме. Эксперимент проводился на базе факультета среднего профессионального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, обучающимися по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). Обучаемые делились на две группы. В первой контрольной группе обучение проводилось традиционным путем. Во второй экспериментальной группе применялся метод моделирования профессиональной деятельности — деловая учебная игра [2, с.30]. Студентам предложена деловая учебная игра «Несчастный случай на производстве», в процессе проведения которой предполагалось решение следующих вопросов: расследование и построение причинно-следственной модели негативных событий, приведших к несчастному случаю; разработка превентивных мероприятий по предотвращению от несчастных случаев на производстве. Разработка и организация учебной деятельности по данной теме строилась по следующей схеме: ознакомление с имитационной моделью объекта; ролевое распределение обязанностей участников игры (обязанности участников, обусловленные содержанием имитируемой деятельности, т. е. что должен делать каждый в соответствии с имеющимися должностными распределениями обязанностей. Какие вопросы решаются работником-студентом самостоятельно, что требует согласования. Распределение обязанностей происходит с учетом сформулированных требований (рекомендаций преподавателя ролевое распределение в группе, учет прошлого опыта участников, личная инициатива, коллективное решение). Организация рабочего места, необходимый инструментарий; оформление результата учебно-игровой деятельности с учетом индивидуальных результатов студента, включаемых в конечный результат работы коллектива. [4, с.40]. Таким образом, из числа студентов экспериментальной группы определяются (по желанию) пострадавший, начальник производственного участка; остальные студенты объединяются в группы по 4–6 человек. Одна группа обучается коллективно проводить расследования несчастного случая на примере воспроизведения производственнойситуации; другая группа студентов играет роль членов комиссии по расследованию несчастного случая. В ходе проведения учебной игры проводится знакомство с основными нормативными документами по расследованию несчастного случая, бригада учится пользоваться классификатором по несчастным случаям, определяют степень тяжести повреждению здоровья, устанавливать первоочередность действий и порядок извещения при несчастном случае, заполняют акт о несчастном случае на производстве [1, с.20]. Результаты уровня развития профессиональных компетенций в ходе проведения деловой учебной игры, по учебным годам проведения эксперимента представлены в таблице 1.
Таким образом, в деловой игре как форме обучения студент находится в активной позиции по отношению, как к предметной, так и социальной стороне профессиональной деятельности. [2, с.46].
Таблица 1
Распределение студентов по уровням развития профессиональных компетенций как структурных элементов профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена (в %)
Учебный год |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
Уровни, % |
Уровни, % |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
2011–2012 |
28,2 |
44,2 |
27,6 |
28,3 |
52,0 |
19,7 |
2012–2013 |
29,8 |
44,5 |
25,7 |
29,8 |
52,0 |
18,2 |
2013–2014 |
29,3 |
45,2 |
25,5 |
44,3 |
43,0 |
12,7 |
Использование метода активного обучения в преподавании дисциплины представляется очень эффективным и незаменимым средством формирования и развития профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования, т. к. способствуют лучшему и более глубокому усвоению содержания дисциплины, формируют устойчивый интерес к окружающей среде, общественной жизни и выбранной специальности.
Литература:
- Каверзнева Т. Т. Безопасность жизнедеятельности. Деловая игра: учебно-методическое пособие / Т. Т. Каверзнева, С. В. Ефремов, Д. И. Идрисова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — 81 с.
- Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). — Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. — 58 с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия новых педагогических технологий. М.: 2012. — 150 с.
- Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 59 с.