Проблема подготовки патронатных воспитателей для детей-инвалидов дошкольного возраста
Авторы: Рыбина Тамара Евгеньевна, Легенчук Дмитрий Владимирович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 13.10.2015
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Рыбина, Т. Е. Проблема подготовки патронатных воспитателей для детей-инвалидов дошкольного возраста / Т. Е. Рыбина, Д. В. Легенчук. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8939/ (дата обращения: 19.12.2024).
На рубеже XX-XXI века, как в России, так и в Курганской области, наблюдается резкий рост проблемы социального сиротства. Количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивалось ежегодно, с 1991 по 2005 оно выросло в трое.
Работа системы образования в Курганской области по проблеме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, претерпела серьезные изменения за относительно короткий период, были апробированы и внедрены новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Главной целью была реализация прав ребенка жить и воспитываться в семье, декларированных Конвенцией ООН о правах ребенка (1990г.) [1].
Постановлением Правительства Курганской области от 20.07.2001 был принят закон «Об утверждении положения о патронате» [4].
Патронатное воспитание — это наиболее гибкая форма социального родительства, где ребенок может в любой момент уйти из патронатной семьи и вернуться в детский дом.
Патронатное воспитание является наиболее перспективной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оно является наиболее молодым видом устройства детей в семью, и только начитает развиваться.
Патронатный воспитатель — лицо, заключившее договор с учреждением предоставляющим патронат, о выполнении работы по воспитанию ребенка (детей) у себя на дому личным трудом и с использованием материальных средств и оборудования, выделенных учреждением, предоставляющим патронат, либо приобретаемых за счет данного учреждения.
Не смотря на новизну этой формы устройства, уже возникает ряд проблем, связанных с ней, так например, остро стоит проблема подготовки патронатных воспитателей для детей-инвалидов дошкольного возраста. Эта категория граждан является наиболее незащищенной, так как имеет в своем основании не только социальные, возрастные, но и медицинские аспекты.
Для создания оптимальных условий жизнедеятельности, максимального восстановления здоровья детей-инвалидов необходимо углубленное изучение образа и условий жизни, социально-экономических проблем, состояния здоровья этих детей. Особое внимание должно уделяться детям-инвалидам дошкольного возраста, так как обеспечение адекватного объема медицинской, социальной, педагогической и психологической помощи в этом возрасте способны остановить процесс инвалидности и предотвратить полную нетрудоспособность в будущем.
Положительные результаты пребывания ребенка-инвалида в патронатной семье зависят от того, насколько профессионально подготовлен патронатный воспитатель, насколько целостно сформировано у него представление о медицинских особенностях ребенка, насколько полно воспитатель сможет реализовать его потребности.
В Постановлении Правительства Курганской области «Об утверждении положения о патронате» предписано, что организация, предоставляющая патронат, обязана «вести подготовку граждан, изъявивших желание стать патронатными воспитателями».
Изучив программы подготовки патронатных родителей в Курганской области, можно сделать вывод, что большое внимание уделяется педагогической составляющей подготовки, но эти программы не предусмотрены для детей-инвалидов, где важную часть подготовки, должны занимать медицинский и социальный аспект.
Проанализировав особенности патронатного воспитания, воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, воспитания детей-инвалидов, психологические особенности детей дошкольного возраста, нами был разработан ряд дополнений, к основным программам обучения патронатных воспитателей:
- Подготовка патронатных воспитателей для детей-инвалидов дошкольного возраста частично должна носить индивидуальный характер, то есть кроме предоставления воспитателю базовой программы подготовки, должна предоставляться дополнительная программа, которая будет включать индивидуальные особенности ребенка-инвалида.
- При подготовке патронатных воспитателей для детей-инвалидов дошкольного возраста особое внимание должно уделяться проблеме социализации ребенка, интеграции его в общество. Патронатным воспитателям должен быть предоставлен перечень программ, центров, которые занимаются социализацией детей-инвалидов.
- Программа подготовки патронатных воспитателей для детей-инвалидов дошкольного возраста должна включать элементы коррекционного обучения, так как оно является важнейшей частью комплекса реабилитационных мероприятий.
- С патронатными воспитателями должна вестись работа врачей и медицинских организаций, которые расскажут о медицинских особенностях инвалидности конкретного ребенка, о врачебных механизмах его реабилитации, о благоприятных прогнозах при должных мерах реализации этих механизмов. Это направление работы можно считать одним из приоритетных, так как при должных медицинских и реабилитационных мерах, именно в дошкольном возрасте можно положительно скорректировать или вообще остановить процесс инвалидности.
- При переходе воспитанника из одной возрастной категории в другую, патронатным воспитателям должна быть предоставлена дополнительная информация о возрастных особенностях детей-инвалидов.
- С будущими патронатными воспитателями для детей-инвалидов должна вестись работа психолога, которая обязана в будущем свести к минимуму отказ воспитателей от воспитанника.
- С другими членами семьи патронатного воспитателя так же должен быть реализован ряд мер, включающих педагогическую подготовку.
Таким образом, можно отметить, что патронатное воспитание дает возможность ребенку-инвалиду обрести семью и это очень важно на сегодняшний день, как для развития общества, так и для развития государства. В патронатной семье ребенок получит воспитание, любовь родителей, обретет важные умения и навыки, необходимые для его успешного вхождения в общество и его дальнейшего жизненного устройства. Для того, чтобы улучшить условия обучения, воспитания, реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста, важно правильно и в полной мере обучить патронатных воспитателей, дать воспитателям необходимые знания, умения и навыки, необходимые для этого.
Литература:
- Генеральная Ассамблея ООН «Конвенция о правах ребенка» от 20.11.1989
- Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 20.08.2001 № 338 (ред. 11.03.2008) «Об утверждении положения о патронате» (вместе с «Договором об устройстве ребенка (детей) на воспитание в семью патронатного воспитателя (примерной формой)»)
- Грехова, С. А. Работа социально-психологической службы Катайского детского дома по повышению педагогического мастерства патронатных воспитателей // Вестник патронатного воспитателя. — 2008. № 4
- Патронатное воспитание в России: Детский дом «Наша семья» // Вестник образования России. — 2007. № 16
- Смирнова, В. А. Организация повышения квалификации патронатных воспитателей // Педагогическое Зауралье. — 2004. № 4
- Теоретические и практические аспекты повышения качества системы профессиональной подготовки кадров для социальной сферы / под ред. Абрамовских Н. В., Шанц Е. А. — Шадринск: Шадринский дом печати, 2011. — 305с
- Устюжанин, П. В. Состояние и перспективы развития института замещающей семьи в курганской области // Вестник патронатного воспитателя. — 2008. № 4
- Шешукова, Н. Н. Работа патронатного воспитателя по успешному индивидуальному развитию и саморазвитию воспитанников // Вестник патронатного воспитателя. — 2012.№ 4