Тенденции развития образования в XXI веке в условиях современной глобализации
Авторы: Репина Любовь Викторовна, Реутова Елена Геннадиевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 18.10.2015
Статья просмотрена: 17077 раз
Библиографическое описание:
Репина, Л. В. Тенденции развития образования в XXI веке в условиях современной глобализации / Л. В. Репина, Е. Г. Реутова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8958/ (дата обращения: 15.11.2024).
Что является целью образования в 21-м веке — предоставить учащимся возможность сдать экзамены и получить диплом средней школы? Или цель — подготовить учеников к успеху в области среднего специального или высшего образования и построения успешной современной карьеры?
Наступление нового тысячелетия сопровождалось резкой технической революцией. Сейчас мы живем в разнообразном, глобальном, меняющемся медиа — насыщенном обществе. Нам поручено подготовить учеников к жизни в этом мире. Наши дети столкнутся с множеством возникающих вопросов, таких, как глобальное потепление, голод, бедность, вопросы здравоохранения, демографические взрывы и другие экологические и социальные вопросы, которые приведут к необходимости общаться лично, социально, экономически и политически на местном, национальном и глобальном уровнях.
Новые технологии в результате глобализации общества предоставляют неограниченные возможности для захватывающих открытий и разработок, таких как новые формы энергии, медицинские достижения, восстановление экологически разорённых районов, коммуникаций, разведки в космосе и в глубинах Мирового океана. Поэтому, нам кажется, что навыки двадцать первого века должны быть междисциплинарными и комплексными, всё больше на основе проектов и исследовательской деятельности. Они включают в себя следующие знания, умения и черты характера:
критическое мышление и умение решать проблемы;
рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;
сотрудничество посредством Интернета в различных сетях;
ловкость, настойчивость и инициатива;
самостоятельная работа и самоконтроль;
планирование и способность к предпринимательству;
эффективная устная и письменная коммуникации;
доступ к информации;
исследовательские навыки и методы;
любопытство и воображение;
творчество, артистизм и самовыражение;
лидерство и командная работа;
сотрудничество и взаимодействие;
экономическая и финансовая грамотность;
экологическая грамотность и понимание законов экосистемы;
гуманизм;
научная грамотность (включая питание, диеты, физические упражнения).
Сегодняшние ученики буквально воспринимают мир с помощью фильтрующих вычислительных устройств: сотовых телефонов, карманных игровых устройств, ноутбуков, которыми они пользуются везде, плюс компьютеры, телевизоры, и игровые приставки в домашних условиях. Молодые люди проводят время в электронных средствах массовой информации по шесть — семь часов в день. Даже дошкольники используют мультимедийные устройства и Интернет, легко ориентируются в играх, с помощью которых они узнают цвета, цифры, буквы, правописание, и решают более сложные задачи, такие как, например, смешивание основных цветов для создания новых и так далее. Компьютерные технологии предоставляют мгновенную связь и доступ к информации, являются ключом к введению в новую образовательную систему, в которой ученики используют информацию буквально «с кончиков пальцев» и работают в команде для достижения поставленной цели.
Такая данность обуславливает необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
В этой связи, необходимость совершенствования собственной профессиональной компетентности является очевидной; одним из приоритетных направлений является формирование информационно — коммуникативной компетентности педагога. ИКТ-компетентность — это не только использование различных информационных инструментов (персонального компьютера, функций и возможностей программных продуктов, возможностей локальный и глобальных компьютерных сетей), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Учитель теперь выступает в первичной роли дозатора информации или дирижера обучения. Он только лишь оказывает помощь учащимся в том, чтобы превратить информацию в знания, а знания в мудрость.
Но мы всё же мы глубоко убеждены в том, что двадцать первый век потребует знаний всех предыдущих поколений, а не только доставку информации, и школы должны будут выстроить логическую цепочку «культура — запрос».
Учеников сегодня нам следует видеть в новом контексте:
необходимо поддерживать интерес учащихся к образованию, помогая им увидеть, как то, что они познают, готовит их к жизни в реальном мире;
нужно прививать такую черту характера, как любопытство, так как оно имеет основополагающее значение для непрерывного обучения;
следует быть более гибкими в том, как мы учим;
мотивировать учащихся стать еще более изобретательными, так как они будут продолжать учиться за пределами школы, и этого требует от них сегодняшнее время.
Успех в двадцать первом веке требует знания как учиться. Сегодня ученики должны развивать сильное критическое мышление и навыки межличностного общения для того, чтобы быть успешным в этом сложном меняющемся мире. Образование 21-го века основывается на такой концепции обучения, как базовые знания по предметам, но переделанные для современного мира, где навыки сотрудничества и глобальная перспектива имеют решающее значение. Сейчас, на наш взгляд, уже недостаточно «знать вещи», гораздо более важным является привить ребёнку желание «узнать эти вещи».
В современном мире информация и знания растут с такой астрономической скоростью, что никто не может узнать всё о каждом предмете,и то, что может появиться сегодня, окажется ложным завтра, и те знания, которые учащиеся получат после окончания школы или вуза могут уже и не существовать. По этой причине, ученики должны учиться обрабатывать, анализировать и использовать информацию, в которой они нуждаются, а также учиться адаптировать полученные навыки и применять их ко всем областям жизни, использовать в разных жизненных ситуациях.
Школы также должны адаптироваться и разрабатывать новые способы преподавания и обучения, которые отражают меняющийся мир. Целью школы должна стать подготовка учащихся к успеху после её окончания, и, следовательно, школам нужно уделять приоритетное внимание знаниям и навыкам, которые будут наиболее востребованы в будущей профессии. По этой причине, педагогам следует использовать время в школе, чтобы научить детей находить, интерпретировать и использовать информацию, а не предоставлять её большую часть времени.
Учебный план 21-го века имеет определенные критические атрибуты. Это прежде всего междисциплинарный проект на основе различных исследований. Это связано с сообществом — местным, региональным, национальным и глобальным. Иногда студенты сотрудничают друг с другом по всему миру в различных проектах.Учебная программа включает в себя навыки более высокого порядка мышления, множественного интеллекта, технологий и мультимедиа, грамотности и подлинных оценок. Для того, чтобы наши дети готовы были перейти в мир двадцать первого века, они должны овладеть грамотностью этого века: поликультурной, СМИ, информационной, эмоциональной, экологической, финансовой и кибер-грамотностью. Сотрудничество с другими учащимися по всему миру в значимых реальных проектах является необходимым инструментом для развития этой грамотности. Ученикам необходимо знать, что действуя только в рамках глобального сотрудничества для решения критических проблем, а не конкуренции и обособленности, они смогут сделать этот мир лучше.
Термин «навыки двадцать первого века», как правило, используется для обозначения определенных ключевых компетенций, таких как сотрудничество, цифровая грамотность, критическое мышление, и умение решать задачи, и современные школы должны учить так, чтобы помочь ученикам преуспеть в современном мире.
Государственные школы и учителя всегда учили, учат и будут продолжать учить. Мы определяем образование 21-го века, так же как и образование 20-го. Это — то же самое образование, но с помощью более совершенных инструментов. Сегодняшним учащимся повезло: они имеют мощные инструменты обучения в своём распоряжении. Эти инструменты позволяют им найти, приобрести и даже создать новые знания гораздо быстрее, чем их предшественникам. Но это не является заменой истинного понимания образования.
Ученикам по-прежнему необходимо знать и глубоко понимать историю, обществоведение, географию и биологию, правильно и красиво говорить и писать на родном языке. Они также должны иметь возможность пользоваться величайшими художественными и научными достижениями человечества. Современным молодым людям необходимо уметь разговаривать хотя бы на одном иностранном языке, контактировать с произведениями великой литературы, заниматься самодисциплиной, развивать в себе высокие этические и моральные качества, приобретать социальные навыки и, в конце концов, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте для своего личного удовольствия!
И ведь именно учитель призван помочь научиться думать, видеть в повседневности красоту, образно мыслить, становиться интеллектуально развитой и интересной творческой личностью. Именно он стоит у истоков развития тех способностей и качеств личности человека, которые необходимы сформировавшемуся человеку для решения глобальных задач современности.
Литература:
- Belasco, James A «Teaching the Elephant to Dance»;
- Grant, Jodi, Director of the After School Alliance "Fourteen Million Kids, Unsupervised";
- Репина Л. В. «Тенденции образования 21-го века в условиях глобализации общества» ПЕДСОВЕТ.ORG;
- Kellner, Douglas "New Media and New Literacies: Reconstructing Education for the New Millennium";
- McLeod, Scott, "Dangerously Irrelevant".