Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Медведева, К. А. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО / К. А. Медведева, А. В. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8983/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Недавно принятый новый закон «Об Образовании», определивший дошкольное образование как важную ступень [4], а также обновление Федерального государственного образовательного стандарта, потребовали изменений во всей дошкольной системе.

Задача ДОУ и каждого педагога грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую Федеральному государственному образовательному стандарту [2]. На этом этапе работы, необходимом для успешного образовательного процесса, нередко встречаются сложности, зачастую вызванные недостатком у педагогов знаний и навыков по данной теме.

Надеясь помочь коллегам, мы в своей статье хотим поделиться опытом создания предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста «Непоседы» ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой развития. Оно воздействует на все стороны личности ребенка — вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям. Таким образом, окружающая среда — составная часть предметно-развивающей среды дошкольника.

Корифеи отечественной психологии, например, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, утверждают, что развивающая среда дошкольника должна представлять собой систему предметных сред, насыщенных игрушками, пособиями, материалами и играми, способствующими организации самостоятельной творческой деятельности, потому как именно в ней осуществляется развивающее обучение детей.

При разработке современной развивающей предметно-пространственной среды необходимо придерживаться стандартов ФГОС ДО, определяющих основные требования к ней, согласно которым, её основополагающие принципы: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность. Заметим, что насыщенность среды должна соответствовать особенностям программы [1]. В законе «Об Образовании РФ» игра обозначена, как ключевая деятельность дошкольника [4], соответственно, игрушки и игры, подбираемые с учётом возрастных возможности детей, пола, интересов должны обладать высоким художественным уровнем, отражать гуманистические ценности и идеалы [1].

Опираясь на эти принципы мы создавали содержательно насыщенную предметно — пространственную среду нашей группы, способствуя максимальной реализации образовательного потенциала.

Мебель и оборудование у нас трансформируются в зависимости от образовательно — игровой ситуации, имеют характер открытой незамкнутой системы готовой к корректировке. Например: при организации предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Автобус», используются детские стулья и мягкие блоки, которые при изменении интересов детей могут трансформироваться в любую другую игру («Моряки», «Поликлиника»).

Полифункциональность игр, пособий, мебели в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например: атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы. Мы организовали в группе пространства для различных видов детской активности: игры, конструирования, рисования, ручного труда, театрально-игровой деятельности, экспериментирования. Наполнили их разнообразными материалами, игрушками и оборудованием для свободного выбора, учитывая гендерное развитие малышей. Так для мальчиков есть инструменты, детали военной формы, предметы обмундирования, технические игрушки, разного вида транспорт, паркинги, конструкторы из различных материалов. Для девочек имеются предметы и аксессуары женской одежды, банты, сумки, зонтики, украшения, куклы с атрибутами. Предметная среда оснащена наборами атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Хозяйка», «Почта», «Моряки», «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «Строители», «Безопасная дорога». Для ребёнка, который хочет побыть один оформлено место для уединения.

Стимулирование игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей производится посредством обновления игрового материала, внедрением новых предметов.

Так центр экспериментирования оснащен атрибутами для опытно-поисковой работы: микроскопом, лупой, мерными ёмкостями из различных материалов, песочными часами, секундомером, воронкой, резиновой грушей. Здесь дети могут поработать с образцами природных материалов, парафиновыми свечками, воздушными шарами, красками, картотекой «Опыты, эксперименты, фокусы». В первом полугодии детям были предложены материалы и необходимые предметы для самостоятельного экспериментирования с водой. Во втором полугодии — материалы и инструменты — помощники для самостоятельных опытов с воздухом и звуком. Таким образом, периодическая сменяемость материалов делает развивающую среду группы вариативной.

Для восприятия художественной литературы и фольклора сформирован центр книги, где представлены различные литературные жанры (малые литературные формы, устное народное творчество, рассказ, поэзия), портреты писателей и поэтов.

Организованный в группе центр музыки, со свободно доступными музыкальными инструментами, иллюстрациями для рассматривания и играми способствует музыкальному развитию и музыкальной деятельности детей. В группе также оборудован физкультурный уголок, для двигательной активности детей. Детская активность определяется свободным доступом к играм, пособиям, игрушкам, атрибутам.

Создавая предметно — развивающую среду группы мы руководствовались нормами безопасности и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, программой, реализуемой в ДОУ. Мебель, соответствующая росту детей помогает комфортному пребыванию ребёнка в ДОУ, в соответствии с требованиями СанПиН она промаркирована [2].

Для реализации образовательных областей с учётом возрастных и поло — ролевых особенностей воспитанников в группе созданы развивающие центры.

Атрибуты, костюмы, маски для разных видов театра собраны в центре театральной и сюжетно-ролевой деятельности, способствующем социально-коммуникативному развитию.

В центре познавательного развития формируются элементарные математические представления, происходит сенсорно-моторное развитие, экспериментирование. Речевое развитие представлено в уголке развития речи.

Художественно-эстетическому воспитанию детей способствует организованный в группе центр художественного творчества, в котором дети знакомятся с предметами народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Реализация здоровьесберегающих технологий, таких как закаливание, гимнастика, массаж происходит в центре двигательной активности и физического развития, где сконцентрировано оздоровительное оборудование и спортивный инвентарь.

Вывод: организованная в группе с учетом ФГОС ДО предметно-пространственная среда способствует максимальной реализации образовательного потенциала детей, созданию комфортных условий для разных видов деятельности ребёнка. Соответствует основным принципам: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность. Благодаря грамотной организации предметно- пространственной среды, педагоги имеют возможность эффективно работать над раскрытием индивидуальности каждого ребенка, учитывая его склонности, интересы, уровень активности.

В заключение предлагаем примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения.

  1.      Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения.
  2.      Определить недостающие компоненты.
  3.      Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости.
  4.      Изучить интересы, предпочтения и особенности детей группы.
  5.      Составить план — схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Продумать способы выделения игровых зон, с учётом возможности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение учебного года.

 

Литература:

 

  1. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№ 8.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049–13.
  3. Федеральный Закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1.08.2011 г.)
  4. Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.12г.
Основные термины (генерируются автоматически): предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, детская активность, максимальная реализация, опытно-поисковая работа, пространственная среда, речевое развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО