Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания
Автор: Захарова Татьяна Валериевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 18.10.2015
Статья просмотрена: 1477 раз
Библиографическое описание:
Захарова, Т. В. Развитие познавательной активности дошкольников средствами игр логико-математического содержания / Т. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8990/ (дата обращения: 15.11.2024).
Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логико-математического мышления, способность «действовать в уме».
Роль дидактической игры в сложном процессе мышления состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т. п. При этом суть процесса сводится не к целевому обучению элементам математики, а к всестороннему стимулированию развития логической сферы мыслительных процессов ребенка. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры способствуют развитию внимания, речи, памяти, воображения и мышления дошкольника. Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К этим способностям относится стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество); предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости и фиксировать их графически.
Прежде чем начать работу определите её цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Выделите задачи:
- Развивать у детей интерес к решению познавательных и творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
- Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники («искусство запоминания»).
- Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.
Также воспитателю предстоит решать и такие задачи как:
формировать личностные качества ребенка.
развивать внимание, память, речь.
прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.
Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей со стороны взрослых. В этом помогают игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения. Современные логико-математические игры очень разнообразны: — настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»; — игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»; — игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»; — игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб»; — игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик»; — игры-забавы: перевертыши, лабиринты. В ходе логико-математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.
Для логико-математической игры характерно:
Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.
Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.
Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.
Общая направленность на развитие инициативы детей.
Также в работе с детьми используем большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, где решаются задачи личностного развития:
Научиться работать коллективно;
Придерживаться определенных правил;
Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
Воспитывать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств данного предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Использование развивающих игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, и каждый ребенок учится играть в своем темпе, так как после занятий можно еще раз выполнить задание, лучше понять его суть. Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:
- Информировать родителей о задачах и содержании логико-математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
- Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы).
- Создание обогащенной развивающей среды дома.
- Организация семейного клуба «Содружество» в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.