Социализация старшеклассников на основе правовой и экономической грамотности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 22.10.2015

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Кладиева, В. В. Социализация старшеклассников на основе правовой и экономической грамотности / В. В. Кладиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8996/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Статья 2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» гласит: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». [3].

Образование является социальным институтом, выполняющим функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование является необходимым условием подготовки к жизни и труду, основным средством приобщения человека к культуре и овладения ею; фундаментом развития культуры. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях.

Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится социализация подрастающего поколения. Социализация — это процесс влияния общества на человека, который происходит на протяжении всей его жизни. В результате человек осваивает социальные роли и нормы, становится личностью. Главными институтами социализации являются семья, образование, СМИ, ближайшее окружение и т. д.

Основой современных образовательных стандартов в образовательной организации становится формирование базовых компетентностей современного человека. Компетентность — новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Результатом современного образования должна стать компетентностная модель личности: это реализовавшаяся личность, личность со стремлением к поддержке других людей, деятельный участник культурного развития, высококвалифицированный работник, информированный гражданин, защитник окружающей среды.

Одной из составляющих такой личности является правовая и экономическая грамотность. Становится очевидным, что сегодня главной целью обучения и воспитания школьников становятся успешность, карьера, вхождение в современное информационное общество. На данный момент формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе. На сегодняшний день очевидно, что без правовых и экономических знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека прежде всего связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу.

Статистические данные показывают, что важнейшими для россиян личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, традиционно являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать уверенно себя в обществе. Так, первое место отводится «умению добиваться своих целей», это отмечает почти половина россиян (48 %). На втором месте — «чувство ответственности» (41 %), на третьем — качества, способствующие взаимодействию с другими людьми — хорошие манеры и умение общаться, их назвали более трети населения (по 38 %), далее идет «добросовестность в работе» (30 %) [1].

Правовое и экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь права и экономики с историей, обществознанием, математикой, информатикой, географией позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина, обладающего правовой и экономической культурой. В результате изучения права и экономики обучающийся должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: умение реализовать и защищать права и законные интересы личности, получение и оценка правовой и экономической информации; составление семейного бюджета; оценка собственных правовых и экономических действий в качестве гражданина, налогоплательщика, работника, избирателя, потребителя, члена семьи.

Действительно, на сегодняшний день очевидна огромная роль права и экономики в успешной социализации учащихся. Связь теории с социальным опытом способствует формированию таких базовых социальных компетенций, как способы сотрудничества в группе, грамотное взаимодействие с политическими и социальными институтами, работа в органах школьного самоуправления, толерантное поведение, активное участие в жизни семьи. Кроме того, такой подход развивает умение спорить, способность к рефлексии, оценки собственных социальных возможностей, навык самоорганизации, вырабатывает готовность самостоятельно разрешать личные проблемы, реализовывать свои жизненные планы. Знания и умения, полученные при изучении права и экономики в школе, позволяют её выпускникам чувствовать себя уверенно в решении вопросов регулирования общественных отношений, рыночной экономики, сознательно выбирать свою будущую профессию, всесторонне изучив её основы. Это даёт ощущение значимости собственной личности, поскольку знания и умение мыслить — необходимая предпосылка для обретения самоуважения.

Решение данной проблемы на практике осуществляется в рамках реализации учебного плана общеобразовательного учреждения. Так в учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Новый Оскол Белгородской области на 2014–2015 учебный год учебные предметы «Право» и «Экономика» изучались на старшей ступени обучения в классах социально-гуманитарного и социально-экономического профилей, были разработаны следующие элективные курсы: «Подросток и закон», «Введение в избирательное право» (8–9 классы), «Основы избирательного права», «Основы потребительских знаний и потребительской культуры», «Основы делового общения» (10–11 классы) [2].

В процессе преподавания данных предметов учителя обществоведческих дисциплин активно используют современные технологии, такие как: коллективная система обучения; технология решения исследовательских задач; исследовательские и проектные методы; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве, диалоговые технологии; информационные и коммуникационные технологии.

Обучение проходит на основе социального опыта старшеклассников, их интересов, обязательно учитываются региональная политика и реалии. Особое внимание уделяется включению внеобразовательных социальных структур в систему образования. На уроки приглашаются работники специальных служб района: налоговой, судебной, полиции, Роспотребнадзора, отдела по защите прав потребителей, центра занятости, пенсионного фонда. Традиционными стали мероприятия, посвящённые Дню прав человека, Дню Конституции, Всемирному дню защиты прав потребителя, участие в акции «Не покупайся!», экскурсии в районный суд.

На уроках-практикумах старшеклассники решают познавательные и практические задачи, которые отражают типичные правовые и экономические ситуации, при этом учителя обязательно используют материал из местной печати. Школьники самостоятельно работают с источниками правовой и экономической информации, включая ресурсы Интернета, готовят сообщения, презентации, проекты, проводят беседы с обучающимися основной школы, участвуют в социологических исследованиях. Уже стало традицией ежегодное результативное участие школьников в районных конкурсах и деловых играх: «Дебаты», «Экономическая игра», КВН, «Шаг в будущее», «Мы — будущие избиратели». Выпускники школы являются активными участниками молодёжных организаций и объединений, таких как: Российский Союз Молодёжи, военно-патриотические клубы, «Скорая молодёжная помощь», и др.

Интерес учащихся к правовым и экономическим знаниям растёт год от года. Почти 70 % ребят отмечают, что при изучении права и экономики в школе им нравятся получаемые знания (64 % в 2008 г.). Качество знаний по предметам составляет от 96 до 98 %, учащиеся школы традиционно являются победителями районных и призёрами региональных олимпиад, а около 35 % выпускников школы так или иначе связывают свою дальнейшую жизнь с юриспруденцией и экономикой (30 % в 2008 г.). Эти факты говорят о том, что построение модели школы социального партнёрства создаёт условия, способствующие успешной самореализации личности.

Русский историк Н. М. Карамзин сказал: «Законы хороши, но их надобно ещё хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». В современном демократическом государстве просто невозможно прожить, не зная законов своей страны, но как бы ни был хорош закон, если им не пользоваться, он перестаёт работать. Поэтому каждый гражданин России должен владеть правовой и экономической культурой, т. е. знать свои законные права и уметь ими пользоваться. А помочь молодому поколению в успешной социализации призвана современная школа и талантливые, любящие своих питомцев учителя.

 

Литература:

 

  1.                Проблемы современного образования. Электронное периодическое издание. — 2010. — № 4. //http://www.pmedu.ru/cnt/news/index.php?id=80
  2.                Учебный план 5–11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Новый Оскол Белгородской области на 2014–2015 учебный год. Пр. № 178 от 01.08.2014 // http://newosschool3.narod.ru/
  3.                ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): умение, знание, образование, выпускник школы, система образования, современное образование, современный человек, учебный план, экономическая информация, экономическая культура.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики и национальной культуры

Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога)

Духовно-нравственное воспитание молодёжи в системе современного образования

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики и национальной культуры

Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога)

Духовно-нравственное воспитание молодёжи в системе современного образования