Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР
Автор: Гусарова Анна Сергеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 24.10.2015
Статья просмотрена: 356 раз
Библиографическое описание:
Гусарова, А. С. Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР / А. С. Гусарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 182-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8998/ (дата обращения: 15.11.2024).
«Педагог воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка…
Он не отнимает у ребенка его собственных заслуг…»
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске способов совершенствования процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу логопеда. В дошкольном образовательном учреждении необходимо создание полноценных условий для сохранения здоровья детей, развития интереса к непосредственно образовательной деятельности, включающей здоровьесберегающие технологии, внедрять их в ежедневный образовательный процесс, и закреплять приобретенные умения и навыки детей с целью улучшения их физического здоровья, а также здоровья психики и комфортного состояния в образовательном процессе. Для успешного преодоления речевых нарушений у детей в своей работе логопеды особую роль отводят развитию тонкой моторики и подготовки руки ребенка к письму. Письмо в свою очередь представляет собой сложную форму речевой деятельности, в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный (моторный). Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику- массировать пальчики, тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. «Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский). Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой ручной моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, то есть плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста- это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость, служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Изучением мелкой моторики занимались многие зарубежные и отечественные педагоги: М. Монтессори, Е. Косенова, Л. Левина и другие.
Учитывая важность этой проблемы, целесообразно проводить работу в этом направлении используя не только традиционные пальчиковые игры, графические диктанты, штриховки и т. д., но и познакомить детей с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань- «квиллинг». С помощью этой удивительной техники бумагокручения дети создают различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку», за одну- две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух-трехмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объемные формы соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Примечателен тот факт, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие способности. При выполнении многих элементов все дети в начале испытывают затруднения, но при регулярном проведении работы это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мелкой моторики и речи ребенка. Занятия бумажной филигранью способствуют развитию и совершенствованию тонких дифференцированных и сложно-координированных пальцев рук ребенка, что в дальнейшем способствует более точному, правильному захвату пишущего инструмента при работе. В детях формируются такие важные черты характера как целеустремленность, усидчивость, интерес, чувство прекрасного.