Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Даргевичене, Л. И. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри / Л. И. Даргевичене, Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся. Исследования психологов свидетельствуют, что особенности отношения к среде в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности в этой среде. При этом отмечается, что важным является не реально, объективно существующая связь, сколько субьективное отражение этой связи, т. е. как эта связь воспринимается, оценивается и переживается человеком. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях… изучать среду для ребенка прежде всего надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам… среда определяет развитие ребенка через переживание этой среды… отношение к ней». [1, с.24]

На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.

Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».

Фельдштейн обращает внимание на то, что реальные изменения исторической ситуации объективно обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка, поэтому:необходимо пересмотреть систему подготовки таким образом, чтобы ее ориентация была направлена не только на овладение учителем методикой преподавания учебных дисциплин, но и на овладение им знаниями в области психологии современного ребенка;особое внимание должно быть уделено духовно-нравственному воспитанию современных детей. [2, с. 10]

Для того чтобы выяснить, как ученики относятся к школе, а также каким они видят портрет современного педагога, была составлена структурированная анонимная анкета.    В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также 40 учеников десятых классов средней общеобразовательной школы № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района города Санкт-Петербурга.

Следует обратить внимание, что полученные данные опроса фиксировали субъективное мнение учащихся, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования — это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируется в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.

Отметим, что исследуемые учились в разных городах, а также в различных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательная школа, лицей, гимназия). Это позволяет констатировать о достаточной обьективности полученного материала.

  1. Учащимся было предложено закончить предложение: «Оценивая значимость школы в моей жизни, считаю, что…».

Таблица 1

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Школа дала мне знания

77

2.

В ней приобрел друзей

75

3.

Способствовала формированию навыков самообразования (поиска необходимой информации, работы с разным ее видами

54

4.

Приобрел навыки общения

47

5.

Научила разбираться в людях

43

6.

Способствовала развитию меня, как личности

40

7.

Помогла осознать свои права и обязанности как гражданина

33

8.

Способствовала развитию и раскрытию моих индивидуальных возможностей и способностей

30

9.

Помогла найти формы и способы проведения свободного времени

27

10.

Подготовила к преодолению трудностей

18

11.

Внесла значительный вклад в подготовке меня к «взрослой жизни» — научила решать бытовые проблемы

15

12.

Помогла понять себя

13

13.

Помогла выбрать профессию

9

 

Полученные данные свидетельствует о том, что большинство ответивших учеников осознают, что школа помогла им в приобретении знаний и друзей, но, к сожалению, не смогла подготовить учащихся к преодолению трудностей и решению бытовых проблем, а также не помогла познать себя, что может помешать правильному выбору будущей профессии.

  1. Отношение к школе неразрывно связано с отношением ученика к учителю. Какие же качества больше всего ценят в педагоге учащиеся? На основании анализа мнений выпускников ниже представлена таблица, отражающая суммарные данные отношений учащихся к наиболее важным качествам учителя.

Таблица 2

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Умение интересно, доступно преподавать свой предмет

97

2.

Знание психологии учеников, их внутреннего мира

93

3.

Умение видеть способности и индивидуальные особенности своих учеников, создавать условия для их развития

90

4.

Способность откликаться на все проблемы, которые волнуют ученик сейчас и теперь

90

5.

Знание предмета, который он преподает

84

6.

Уважительное отношение к ученикам, способность и желание их понять

81

7.

Справедливость, одинаковое отношение ко всем ученикам

77

8.

Общая эрудиция (общая осведомленность в литературе, в музыке…)

73

9.

Способность интересно и продуктивно организовывать поурочную жизнь своих воспитанников

64

10.

Требовательность

49

 

Ответы свидетельствуют, что сегодня для ученика идеальным является педагог, который умеет интересно и доступно преподавать свой предмет, имеет знание по психологии учеников, способен увидеть индивидуальные способности учащихся и помогать им в их развитии, а также приходить на помощь в решении трудных проблем. Неожиданным оказался тот факт, что такие качества педагога, как знание предмета, уважительное отношение к ученикам, справедливость для учащихся играют второстепенную роль, а эрудиция, требовательность и умение продуктивно и интересно организовать поурочную жизнь представляют наименьшую значимость по мнению большинства учащихся.

  1. Данные ответов, полученные на неоконченное предложение «Думая о школе, у меня осталось сожаление, что…» представлены в таблице 3:

Таблица 3

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Многие предметы преподавались поверхностно

68

2.

Получил (а) сумму знаний, но пока не вижу, как мне они в жизни пригодятся, помогут

66

3.

Меня плохо подготовила к жизни

63

4.

 

 

Учителя часто не пытались понять меня (нас)

63

5.

 

 

С учителем так и не сложились отношения доверия и понимания

61

6.

 

 

Школа не помогала мне находить пути решения для меня сложных проблем

57

7.

Было местом, куда мне не хотелось идти

29

8.

В школе я не «жил», вся моя жизнь протекала за ее пределами

21

9.

В школе так и не нашел настоящих друзей

15

10.

Большую часть школьного времени я потратил зря

11

 

Анализируя ответы выпускников, можно сделать вывод о том, что многие ученики оценивают преподавание предметов как поверхностное. При этом больше чем половина опрошенных отмечают, что они не знают, как применить в реальной жизни полученные в школе знания. Также, более половины опрошенных (63 %) отмечают, что учителя часто не старались понять своих учеников и между ними так и не сложились отношения понимания и доверия.

  1. Интерес представляет вопрос «Что препятствовало (препятсвует), по вашему мнению, успешной деятельности школы, учителей?»

Таблица 4

 

Содержание ответа

Кол-во ответивших, в %

1.

Отсутствие необходимой поддержки со стороны государства

54

2.

Большая учебная нагрузка

47

3.

Сложность (относительно воспитания и обучения) части учеников

40

4.

Отсутствие необходимой технической оснащенности

20

5.

Отсутствие поддержки со стороны родителей

13

 

Не трудно заметить, что выпускники видят весь спектр трудностей, с которыми сталкивается сегодня учитель. Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь, регулировать соответствующими документами нагрузку как учителей, так и учеников.

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются:

  1. Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила преодолевать трудности и решать бытовые проблемы, полученную сумму знаний ученики не знают, как применить на практике).
  2. Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение доступно и интересно преподавать учебные дисциплины, знание психологии учеников, умение увидеть индивидуальность каждого ученика и способность сердечно откликаться на проблемы, волнующие учащихся).
  3. Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

 

Литература:

 

  1. Выготский Л. С. Лекции по психологии. —СПб.: —1999. —88 с.
  2. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. —М.: МПСИ, 2011. —10 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, содержание ответа, взрослая жизнь, проблема, учащийся, учитель, школа, известный психолог, моя жизнь, общеобразовательная школа.