Этикет — этап поликультурного развития младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 21.10.2015

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Финогеева, Т. А. Этикет — этап поликультурного развития младших школьников / Т. А. Финогеева, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9001/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (далее- ФГОС) в образовании произошли изменения. Государство направляет образовательные учреждения на использование и реализацию программно-целевого проектирования, которое обеспечивает системное решение проблемы. Методологической основой ФГОС стала Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно — нравственного развития учащихся, согласно требованиям ФГОС, является обязательным компонентом основных программ образовательных учреждений.

Изменения коснулись всех ступеней образования, в том числе и начальной школы. Начальная школа — главный этап в процессе образования. За четыре года ребёнку необходимо научиться учиться. В результате у учащихся должны быть сформированы новые образовательные результаты: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта НОО она существенно возрастает. Учить себя — вот та задача, в решении которой школе, прежде всего начальной, сегодня замены нет.

Актуальность формирования этикета у младшего школьника продиктована изменениями ценностных ориентиров как в обществе так и в образовании. Процесс формирования этикета у младших школьников это определённый этап поликультурного развития учащихся, так как он характеризуется не только тем, что предоставляет знания и формирует когнитивные и коммуникативные навыки и умения, но влияет на формирование личности, которой этикет необходим «для жизни», «для общения в различных ситуациях» и которая будет осуществлять общение с представителями других культур. Анализируя различные классификации необходимо выделить следующие группы этикета: социокультурные, рефлексивные, речевые, которые в совокупности обеспечивают эффективность общения. Этикет — рассматриваем как систему устойчивых действий применяемых в ситуациях поддержания контакта, совокупность правил, их использование в различных ситуациях.

Потребность ребенка к общению с людьми является одним из основных моментов. Важным условием взаимодействия людей является наличие общего интереса и необходимость обмена информацией между людьми. Педагог решает две проблемы: с одной стороны, формирование базовых знаний, необходимых для интеграции в образовательное пространство и социализации в общество, и, с другой — развитие универсальных учебных действий, позволяющих самостоятельно осваивать знания на протяжении всей жизни.

Система воспитания и образования направлена на формирования и проявления личностной культуры у школьников.

Проявление в человеческих отношениях бестактности, демонстративного равнодушия имеет серьёзные последствия — разобщает людей. Таким образом, вежливость — это нечто большее, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета и свидетельствует о показателях культуры чувств. Различные формы этикета, развиваются и видоизменяются исторически — вместе с развитием общества.

Проблема нравственного воспитания личности и освоение этикета всегда являлась актуальной, в современных условиях приобретает особое значение.

«Этикет –совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и одежда): составная часть внешней культуры общества (культура поведения). В этикет входят те требования, которые приобретают характер строго регламентируемого церемониала».

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств. Качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения. Воспитание культуры поведения в общественных местах — один из показателей общей культуры поведения.

Современная школа сочетает в себе интересы государства, общества и личности. Об этом говорит нам и Федеральный государственный образовательный стандарт, который «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»):

        — любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

        — осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества…»

В начальной школе ребёнок создаёт образ своей личности, учится понимать себя, определяет свои возможности, погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы формирования личности происходит взросление. Таким образом, младший школьник переживает два кризиса — возрастной и образовательный.

Одной из важных проблем современности является воспитание человека высокой культуры, проявляющейся во всех сферах жизни.

Общество нуждается в образованных людях, знакомых с правилами поведения и стремящихся следовать правилам и нормам, имеющих отношение к культуре поведения. Этикет — важнейшая часть общечеловеческой культуры, затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, помогает общению.

Общение — важная психологическая категория. Только в результате общения человек становится личностью.

У ребёнка есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию, у него также есть познавательная потребность. Слияние, этих двух потребностей -познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне определяет его внутреннюю позицию школьника.

В младшем школьном возрасте ребенок проходит все стадии отношений, прежде всего со сверстниками. В этой ситуации ребенок учиться отстаивать свое мнение, позиции, право быть равноправным в общении с другими людьми.

С раннего детства ребенок находится во взаимодействии с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к делу необходимо начинать с детства. Правилом воспитания является: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая за ребёнка что-либо взрослые лишают его самостоятельности и радости, которую доставляет детям самостоятельность. Умение жить в коллективе сверстников, имеет огромное значение для школьника.

Культура поведения — проявляется в различных жизненных ситуациях. Культура общения предполагает умение воздерживаться от нежелательных, в данной обстановке действий и слов. Культура общения предполагает культуру речи. Культура речи, следовательно, предполагает наличие у ребёнка запаса слов, говорить тактично, при этом сохраняя спокойствие. Умение владеть культурой речи помогает общению детей, предотвращает между ними конфликты.

Главная задача — воспитывать у ребенка культуру общения и поведения.

Какие нравственные качества хотим видеть в своих детях?

Вежливость. Делает ребёнка привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.

Деликатность. Такой ребёнок не доставит неудобства окружающим и не даст повода ощущать собственное превосходство.

Скромность. Такая нравственная черта показатель воспитанности. Скромный человек испытывает уважение и чуткость к людям и проявляет высокую требовательность к себе.

Общительность. В основе лежит доброжелательность, приветливость к окружающим — важных элемент в выработке у детей культуры взаимоотношений.

В этих проявлениях — истоки уважения к людям. Находясь. в кругу сверстников у ребёнка формируются новые черты: коллективизм, сдержанность, взаимопомощь, товарищество, навыки общественного поведения. Ребенок воспитывается в ситуациях, которые непосредственно возникают в результате общения. Подготовка к взрослой жизни начинается с умения выстроить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает сознавать, что свои желания необходимо соизмерять с желаниями других, тогда появляется нравственная основа необходимая для общения.

Воспитание этикета связанно с формированием у детей навыков коллективизма. Необходимо объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе испытывать эмоции. Задача учителя — направлять детей так, чтобы эти отношения формировали навыки коллективизма. Важно прививать ребенку навыки культуры поведения, которая помогает ему устанавливать контакт со сверстниками. Правила этикета легче усваиваются ребёнком, если взрослые поддерживают его своим примером.

Становление личности младшего школьника неразрывно связано и с его социализацией, с освоением культурных ценностей общества.

Организация жизни в школе, должна быть такая, чтобы учащиеся получали опыт нравственных отношений.

Работа по формированию этикета строится в определенной системе, успех во многом зависит от правильного выбора методов работы. Главным методом является объяснения ученикам соответствующих норм морали. Методы разъяснения разнообразны: этическая беседа, рассказ учителя, обсуждение школьной жизни, беседа и обсуждение актуальных тем, проект, стенды по культуре поведения, диспут и т. д.

Главным фактором осознания личностью правил поведения в обществе является, гуманистическое воспитание — это воспитание культуры поведения.

Соблюдение этикета зависит от самой личности, поскольку личность выступает в качестве субъекта морального прогресса и, таким образом, нравственному воспитанию в формировании школьника отводиться ведущее положение. Многие педагоги, разрабатывали теории и методики воспитания у школьников нравственности, и главным направлением стало гуманистическое.

Современный этикет регулирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на официальных приемах, следовательно, важность овладения нормами этикета является неоспоримой. Многие не до конца понимают значимость этикета в современном обществе, владение им способствует карьерному росту. «Одни пытаются следовать этикету, но есть не уверенность в том, что говорят или поступают правильно, другие по незнанию допускают ошибки, действуют некорректно, третьи знают правила поведения, но пренебрежительно к ним относятся, не понимая до конца, какой заложен смысл».

От того, какими вырастут дети, зависит будущее страны. Сегодня, главное в системе образования то, что на всех ступнях обучения внимание уделяется знаниям, в то же время часто упускается из виду формирование культуры поведения, речевой культуры, т. е. этикету.

 

Литература:

 

  1.                Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В. В. Давыдов — М.: Гардарики,2006
  2.                Епишина Л. В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» № 11, 2008
  3.                Креативные технологии в работе со студентами. Проекты, сценарии. организация и оформление научно-практических конференций:учебное пособие / Л. А. Сатарова, Ю. Ю. Строкина. -Астрахань: Издательство Сорокин Р. В., 2014. -189с.
  4.                Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культура поведения, ребенок, культура общения, культура речи, младший школьник, начальная школа, общение, правило поведения, Федеральный государственный образовательный стандарт, общественное поведение.

Похожие статьи

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников

Воспитание этнотолерантности у старших дошкольников в рамках поликультурного образования

Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства

Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Самообразование и саморазвитие взрослых — важный наглядный пример для занятий и устремлений детей

Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников

Похожие статьи

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников

Воспитание этнотолерантности у старших дошкольников в рамках поликультурного образования

Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства

Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Самообразование и саморазвитие взрослых — важный наглядный пример для занятий и устремлений детей

Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников