Роль культурно-образовательного туризма в формировании знаниевой компоненты будущих работников туристско-рекреационной сферы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 11.11.2015

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Курмаев, Т. Э. Роль культурно-образовательного туризма в формировании знаниевой компоненты будущих работников туристско-рекреационной сферы / Т. Э. Курмаев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9004/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В современных условиях, когда российское общество переживает непростой период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.

Отсюда, сегодня одной из актуальных становится проблема подготовки к жизни поколения саморазвивающихся граждан, способных адаптироваться к изменяющимся социальным процессам. Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий.

Современные студенты, готовящиеся стать работниками современных туристко-рекреационных кластеров должны стоять в авангарде всех общественных трансформаций, т. к. именно эта группа молодых людей должна закладывать основные гражданские, нравственные позиции в среде своих сверстников.

Современное образование в сфере туризма является уникальным. Оно предполагает усвоение таких знаний, относящихся к области общественных наук, которые предназначены для сугубо практической деятельности. Образованию в туристической сфере как социокультурной науке присуще органичное сочетание теории и практики. Отсюда широкий диапазон знаний и умений, вырабатываемых в ходе практической подготовки, от усвоения духа современного гостеприимства в области туристических кластеров, его глубокого понимания до умения учитывать мельчайшие детали, принимать ответственные решения, касающиеся судеб людей. Социокультурное образование — это и нравственное воспитание, его составными частями являются формирование у молодых людей нравственных качеств, превращение ряда этических требований в незыблемые принципы поведения.

Развитие социально ответственной активной личности будущих работников туристических кластеров немыслимо без осознания и освоения ею культуры коллективного интеллекта в условиях самоорганизации и саморазвития. В связи с этим возникает необходимость изыскания эффективных средств для осуществления процесса стимулирования социально-культурной активности современных молодых людей, будущих работников туристкой сферы, через различные его включения в социально-культурную деятельность посредством культурно-образовательного туризма, в частности.

Анализ сущности и природы социально-культурной активности личности позволяет констатировать, что к сегодняшнему дню накоплен значительный массив научных публикаций, раскрывающих данный аспект исследования. К ним можно отнести и философско-педагогическую классику от Платона, Аристотеля, И.Канта, М.Хайдеггера до К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, Л. С. Выготского, А.НЛеонтьева, Дж.Пиаже, В. А. Сухомлинского. Это также и труды современных ученых К. А. Абульхановой-Славской, Е. А. Ануфриева, B. В. Аршавского, Б. П. Битинаса, В. В. Водзинской, Ю.Вагина, Б. Р. Выскубова, Г. С. Головлевой, М. С. Кагана, Н.В Кипрушевой, И. С. Кона, Л. Г. Костюченко, C. Н. Красновой, Н. Н. Маликовой, Т. Н. Мальковской, Б. А. Миславского, В. Г. Мордкович, Ю. М. Резника, В. С. Ротенберга, В. А. Смирнова и др.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в направлении развития активной жизненной позиции формирующейся личности и механизмы включения ее в мир культуры были исследованы в работах М. А. Ариарского, Л. И. Агеевой, А. С. Запесоцкого, Ф. К. Зиннурова, С. Н. Иконниковой, А. Д. Жаркова, О. А. Калимуллиной, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, С. Н. Красновой, В. К. Крючека, В. Т. Лисовского, Т. И. Лагутиной, А. П. Маркова, И. А. Новиковой, В. Е. Триодина, Р. И. Турхановой, В. Я. Суртаева, Д. В. Шамсутдиновой и др.

Сегодня, культурно-образовательный туризм рассматривается как высокоэффективная технология обучения и одновременно форма организации учебного процесса. При проектировании туристско-образовательного вида деятельности выявляют туристско-ресурсный потенциал и степень аттрактивности территории для целей образовательного туризма. Важнейшими характеристиками ресурсов являются емкость, устойчивость, надежность, доступность, контрастность, экзотичность, уникальность или типичность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, экспонентность и информативность. Образовательные поездки позволяют будущим работникам туристических кластеров сферы осуществлять научно-методическую, культурно-просветительную виды образовательной и учебной деятельности. Создание центров научного и образовательного туризма при вузах позволяет координировать усилия различных образовательных, туристских и административных структур по внедрению новых образовательных технологий.

Вопросы выявления и анализа современных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества были рассмотрены в научно-методических публикациях П. Н. Беспаленко, О.АКалимуллиной, Г. Н. Кудашова, В. И. Лутовинова, Н. Н. Седовой, Р. К. Саубановой, А. И. Нуруллиной, Н. В. Шарковской и др. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации, стандартизации и информатизации существенно влияют на уровень досуговых интересов современной молодежи, определяют их направленность и широту.

Включение будущих работников туристско-рекреационных кластеров в туристско-образовательное поле социально-культурной деятельности, на наш взгляд, раздвигают кругозор, позволяют студенту мыслить шире, богаче, полнее.

Современный образовательный туризм, в который должны включаться, будущие сотрудники туристических кластеров неотделим от процесса познания. Он предоставляет возможность молодому человеку удовлетворить его непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, стремление к позитивному эмоциональному переживанию, связанному с получением новой информации. В отличие от развлекательного, культурно-образовательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями, что очень важно для формирования знаниевой базы будущих работников туристических кластеров. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и, конечно, в области слциально-культурной деятельности.

Цели путешествия рассматриваются как важнейшие составные элементы формирования культурных и интеллектуальных предпочтений будущих сотрудников туристических кластеров. И именно от того, как грамотно и целенаправленно будет проходить культурно-образовательный маршрут, будет зависеть профессионально-образовательная компонента будущего работника туристической сферы.

Поэтому, главными ориентирами образовательного процесса современных вузов, готовящих работников туристской сферы в России и условиями его успешности является приведение целей, содержания и методов работы к установке на подготовку студентов, способных делать все лучше, чем делается сейчас. В образовательном учреждении социокультурной направленности это воплощается в необходимость подготовки студентов-профессионалов, отвечающих потребностям создания подлинно цивилизованной туристической системы, обеспечивающей и должное развитие российского общества.

 

Литература:

 

  1. Квартальнов В. А. Международный туризм: политика развития / В. А. Квартальнов, А. А. Романов. — М.: Советский спорт, 1998. — 142 с.
  2. Морозова И. В. Взаимодействие культур и образовательный туризм / И. В. Морозова // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 1. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. — С. 41–45.
  3. Нефедова О. В. Туризм и культурное наследие: проблемы взаимодействия / О. В. Нефедова // Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия: Материалы международной научной конференции — Саратов, 2009. — С. 85–92.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-образовательный туризм, социально-культурная деятельность, кластер, образовательный туризм, российское общество, туристическая сфера.

Похожие статьи

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Похожие статьи

Роль образовательной среды в формировании общепрофессиональных компетенций у педагогов дошкольной образовательной организации

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений