Урок математики во 2 классе
Автор: Головенченкова Людмила Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 28.10.2015
Статья просмотрена: 153 раза
Библиографическое описание:
Головенченкова, Л. И. Урок математики во 2 классе / Л. И. Головенченкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9016/ (дата обращения: 15.11.2024).
Урок проводится на основе системно- деятельностного подхода. Путем реализации побуждающего и подводящего диалога ребята открывают новый материал- введение скобок в выражениях. Деятельностный метод обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность.
Тема: «Порядок действий в выражениях»
Формируемые УУД:
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
Коммуникативные: постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и полно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учетом позиции других людей; умение объективно оценивать себя;
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу(алгоритму); умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
Познавательные: рассмотреть вопрос о порядке действий в выражениях; ввести скобки как средство обозначения порядка действий; закреплять навыки письменных и устных вычислений; закреплять умение решать задачи, составлять выражения к задаче; выучить счет через 9;
Оборудование: политическая карта мира, цифры на магнитах для записей выражений, замки для проверки заданий, схематическое изображение человечков (состояние удивления и радости), рисунки короля, стражи с секирами, букеты ромашек, схема для решения задачи, таблица с правилом, магнитофон.
Сценарий урока.
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Ребята! Нам с вами предстоит большая и интересная работа: проверим домашнее задание, проведем интеллектуальную разминку, откроем новые знания, решим интересную задачу, подведем итоги урока. Если вы будете внимательными, будете слушать друг друга, то у вас все получится. А девиз у нас такой:
«То, что знаешь, не скрывай: На вопросы — отвечай!»
2. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. Название какого города вы получили? (Вашингтон)
— Назовите 3 города, начинающихся с той же буквы.
— Кто сможет показать этот город на карте?
— Что вы знаете об этом городе?
Ученик. Вашингтон — столица Соединенных Штатов Америки. Город назван в честь первого президента Джорджа Вашингтона. Именно он, в 1791 году выбрал для города то самое место, где он сейчас стоит. Место показалось президенту достаточно удобным потому, что река Потомак здесь достаточна, глубока для судоходства. Самые красивые места Вашингтона: Капитолий-здание конгресса США; Белый дом, официальная резиденция президента страны, памятник Джорджу Вашингтону. 2.Числовой ряд.
— Хотите узнать высоту памятника Джорджу Вашингтону? В этом числе 1 сотня, 5 десятков,2 единицы. Какое это число? (152м)
— Назовите предыдущее, последующее. Увеличьте это число на 1 сотню. Прибавьте к этому числу 8 единиц. Сколько это см?(15200см)
3. Выражения
Учитель. У каждого из вас на столе лежит лист с заданием (М+6; 70–54+8; 50–50; 78–40; 87+8 90; а+в)
— Подчеркните записи, которые являются выражениями.
— Почему вы не подчеркнули 87+8> 90; 50=50 (здесь есть знаки сравнения)
— На какие две группы можно разделить эти выражения? (На буквенные и числовые)
— Назовите буквенные выражения.
— Назовите числовые выражения.
— Значения каких выражений мы можем найти?
— Что необходимо знать, чтобы найти значения выражений м+6; а+в?
3. Открытие новых знаний.
Учитель. Продолжим работу над выражениями. В этом нам поможет учебник (Стр.22 № 1)
Выполните вычисления по данной программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8–3+4=9
№ 2. Выполните вычисления по следующей программе:
1) К числу 3 прибавить число 4;
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму,
Итак, 8–3+4=1
Учитель. Я задумалась всерьез.
Получается курьез.
Что же делать? Как тут быть?
Как проблему разрешить?
— Почему получились разные ответы? (Разный порядок действий)
— Какой выход из сложившейся ситуации вы предложите?
(Ребята предлагают свои гипотезы. Эти гипотезы проверяются до тех пор, пока кто-нибудь из них не предложит поставить скобки)
— Что изменится, если появятся скобки?
— Правы вы, или нет, вы узнаете, если прочитаете правило на стр.22.
— Какой вывод вы для себя сделали?
— Итак, общепринятый способ обозначения порядка действий с помощью скобок.
Учитель. А чтобы лучше вы запомнили правило порядка действий, я расскажу вам сказку.
«В королевстве «Выражения» жили-были знаки действия: «+», «-». Жили они не тужили, потому что дружили. Но вот однажды между «+» и «-» произошел такой спор:
— «+» утверждал: «Я главнее тебя. Я всегда увеличиваю, нахожу сколько всего».
— «-» доказывал: «А я узнаю на сколько больше, сколько осталось. Значит я тоже важный»
Спорили они, спорили. Решили пойти к его величеству-королю.
— Уважаемый король, рассуди нас: какое действие главнее?
Король размышлял так: «Если мне надо узнать сколько денег в моей казне, то надо сложить. А если захочу узнать, на сколько больше золотых монет стало в моей казне, то надо вычесть. Что же делать? Установлю такой порядок: то действие, которое необходимо выполнять самым важным взять под королевскую стражу, а остальные действия тоже должны знать порядок — слева, направо». И с тех пор, в этом королевстве то тут, то там, стала появляться королевская стража. И все жители знают, что действие, которое взято под стражу (в скобки) надо выполнять самым первым.
Сказка ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок:
Ты дружок, сначала в скобках посчитай,
Только потом к остальному приступай.
4. Первичное закрепление.
— Применим это правило на практике.
№ 3, стр.23 — устно проговаривают порядок действий, обозначенных скобками. Порядок действий указывают сверху и обводят их в кружок.
(Фронтальная работа в классе)
5. Физкультминутка.
Ритмическая игра «Счет через 9»
—Продолжим нашу работу по учебнику (№ 4, стр.23)
—Расставьте скобки по данной программе действий. Найди значения этих выражений.
(По 1 человеку у доски)
Самостоятельная работа с последующей проверкой в классе.
— Найдите значения выражений. Чем они похожи и чем различаются?
1) 1 вариант- (35+47)-(38+16)
2) 2 вариант- 3 5+(47–3 8)+16
6. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. Решение задачи (№ 7,стр.23)
— Анализ текста. Обратить внимание на «это на 12р. больше, чем во втором букете» и «но на 4р. меньше, чем, в третьем букете»
— Сколько ромашек было в 1 букете? (39)
— Сколько ромашек было во 2 букете? (39–12)
— Сколько ромашек было в 3 букете? (39+4)
Заполните схему задачи.
— Что надо найти в задаче? (Целое)
— Как найти целое? (Нужно сложить все части.)
— Кто сможет записать решение этой задачи выражением? (39+(39–12)+(39+4)
— Найдите значение этого выражения (109)
— Что еще можно спросить в этой задаче? (На сколько больше ромашек в 3 букете, чем во 2?)
— Какие вопросы поставим к условию? (Сколько во 2 букете? Сколько в 3 букете?)
2. Решение уравнений (По группам)
1 группа х+579=621; 2 группа: 951-х=398; 3 группа: х-263=57
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Какое открытие сделали?
— В чем важность сделанного нами открытия?
— Где может пригодится сделанное открытие?
— Какое правило нужно запомнить?
— Что запомнилось на уроке больше всего?
— Что, на ваш взгляд, не удалось?
8. Домашнее задание творческое: придумать 3 числовых выражения, отличающихся только порядком действий, найти значения этих выражений.
Литература:
- Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С., Кормишина С. Н. Математика: Учебник для 2 класса: В 2 частях. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
- Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 2 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» — 2011
- Мельникова Е. Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа № 8,2008 с.3–8