Повторение в системе обучения русскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 4057 раз

Библиографическое описание:

Дюзбенбекова, Г. К. Повторение в системе обучения русскому языку / Г. К. Дюзбенбекова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9035/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

Знания только тогда могут быть действенными, т. е. могут оказывать помощь человеку в его деятельности и служить основой для получения новых знаний, расширяя и углубляя их, если они прочны. Как помочь учащимся при сохранении достаточно широкого круга глубоких знаний избежать перегрузки памяти и обеспечить прочное и сознательное усвоение основ наук? Эту задачу поможет решить правильно организованное и систематически проводимое повторение ранее пройденного.

Повторение обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала; способствует прочности усвоения путем предупреждения забывания и систематизации полученных знаний; развивает внимание, память и логическое мышление учащихся, упражняя их в сравнении, обобщении, систематизации на все более широком практическом материале; в сочетании с проверкой усвоения повторение позволяет видеть результаты работы как учителю, так и учащимся, прививая последним навыки самостоятельной работы и воспитывая уверенность в своих силах.

Задачи повторения и методика его проведения могут быть выражены в трех следующих вопросах, по существу исчерпывающих смысл повторения: Что повторять? Как повторять? Когда повторять?

Что повторять? План повторения и выбор тем для повторения учитель должен составлять в каждом отдельном случае на основании общих теоретических соображений с учетом того, как усвоен учащимися материал соответствующих разделов.

Когда повторять? Нередко о повторении вспоминают только после того, как обнаруживают пробелы в знаниях учащихся. Значение повторения в обучении впервые обосновал в середине прошлого века К. Д. Ушинский. Повторение, по мысли К. Д. Ушинского, должно быть направлено не к тому, чтобы ставить заплаты на обнаруженные прорехи в знаниях учащихся, а к предупреждению этих прорех.

Повторение следует распределить на протяжении всего учебного года, проводить его планово и в определенной системе. Предварительный план не только мобилизует учителя и обязывает не забывать о повторении, но и помогает отобрать материал, учесть те вопросы и темы, которые не должны быть забыты.

Регулярность повторения — необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.

Различают такие виды повторения:

Виды повторения

Цель повторения

Повторение в начале учебного года

Активизация элементов ранее изученного материала для облегчения изучения нового

Текущее повторение в продолжение учебного года

Активизация ранее изученного материала по этой же теме

Обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы

Обобщить и систематизировать изученное

Сопутствующее повторение.

Выправить неточности в знаниях, напомнить давно пройденное и одновременно установить для себя прочность и правильность знаний учащихся.

Тематическое повторение

Систематизировать знания учащихся по теме

 

Основными требованиями к организации любого вида повторения являются следующие:

1)        сообщить ранее полученным грамматическим знаниям учащихся большую отчетливость и закрепить их;

2)        на основе новых сведений углубить ранее изучавшееся;

3)        систематизировать накопленные сведения и тем обеспечить целостность знаний учащихся по грамматике;

4)        развивать и совершенствовать способности учащихся: внимание, память, логическое мышление.

Как повторять? Повторение должно проводиться в разнообразных формах, открывать новые стороны в уже изученном материале, проводиться при иной группировке материала.

Предлагаю такие вопросы и задания:

          Назовите два признака, по которым служебные части речи отличаются от самостоятельных.

          Объясните, в чем отличие производных предлогов от непроизводных, простых от сложных?

          Сгруппируйте слова по определенному признаку.

          Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

          Задание на исключение лишнего

При тематическом повторении полезно составлять итоговые схемы. Таблица или схема экономно и наглядно показывает общее для понятий, входящих в данную тему, их взаимосвязь в логической последовательности, отношение вида к роду и т. д.

Взаимоконтроль — одна из форм повторения, обобщения и систематизации знаний, обеспечивающая надежность усвоения программного материала всеми, без исключения, учащимися. Проводится она по листу взаимоконтроля, который представляет собой перечень основных вопросов одной темы. Устный взаимоконтроль предусматривает в основном проверку теоретических знаний. На письменном взаимоконтроле определяются практические навыки по теме.

Уроки систематизации и обобщения знаний требуют к себе особого подхода, т. к. материал учащимся известен. Чтобы детям было интересно еще и еще раз обращаться к теме, провожу урок в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-восхождение, блиц-турнир, заседание ученого совета и другие.

Уроки итогового повторения проходят успешнее, если порядок повторения не копирует, а дополняет и обобщает материал, изложенный в учебнике. Для этого необходимо, чтобы ранее изученные правила закреплялись в сознании учащихся в виде определенной системы, которая может быть представлена с помощью алгоритма — последовательности действий в соответствии с правилами орфографии. Алгоритмы, позволяющие не только лучше осмыслить теоретический материал, но и применять его для выполнения конкретных обобщающих заданий, могут быть представлены как графическая наглядность, т. е. схематически, или в виде особым образом организованного списка действий. Например:

Алгоритм правописания приставок пре- и при-

  1.                Выдели приставку в слове
  2.                Проверь, близка ли она по значению к слову очень или к приставке пере-
  3.                Если да, пиши пре-
  4.                Если нет, проверь, имеет ли приставка значение приближения, присоединения, близости или неполноты действия
  5.                Если да, пиши при-

Я ограничилась рассказом лишь о некоторых принципах и приемах повторения, потому что конкретные методические рекомендации в этом вопросе дать нельзя. Нужно принимать во внимание многие факторы профессиональное мастерство учителя, контингент класса, условия работы и т. д. Исходя из этого, каждый учитель создает свою систему повторения.

В сложном процессе усвоения грамматических знаний, умений и навыков повторение является одним из ответственных этапов обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): повторение, знание учащихся, изученный материал, вид повторения, задание, знание, материал, тематическое повторение.