Повторение в системе обучения русскому языку
Автор: Дюзбенбекова Гульмира Кабдоновна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 4076 раз
Библиографическое описание:
Дюзбенбекова, Г. К. Повторение в системе обучения русскому языку / Г. К. Дюзбенбекова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9035/ (дата обращения: 15.11.2024).
Знания только тогда могут быть действенными, т. е. могут оказывать помощь человеку в его деятельности и служить основой для получения новых знаний, расширяя и углубляя их, если они прочны. Как помочь учащимся при сохранении достаточно широкого круга глубоких знаний избежать перегрузки памяти и обеспечить прочное и сознательное усвоение основ наук? Эту задачу поможет решить правильно организованное и систематически проводимое повторение ранее пройденного.
Повторение обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала; способствует прочности усвоения путем предупреждения забывания и систематизации полученных знаний; развивает внимание, память и логическое мышление учащихся, упражняя их в сравнении, обобщении, систематизации на все более широком практическом материале; в сочетании с проверкой усвоения повторение позволяет видеть результаты работы как учителю, так и учащимся, прививая последним навыки самостоятельной работы и воспитывая уверенность в своих силах.
Задачи повторения и методика его проведения могут быть выражены в трех следующих вопросах, по существу исчерпывающих смысл повторения: Что повторять? Как повторять? Когда повторять?
Что повторять? План повторения и выбор тем для повторения учитель должен составлять в каждом отдельном случае на основании общих теоретических соображений с учетом того, как усвоен учащимися материал соответствующих разделов.
Когда повторять? Нередко о повторении вспоминают только после того, как обнаруживают пробелы в знаниях учащихся. Значение повторения в обучении впервые обосновал в середине прошлого века К. Д. Ушинский. Повторение, по мысли К. Д. Ушинского, должно быть направлено не к тому, чтобы ставить заплаты на обнаруженные прорехи в знаниях учащихся, а к предупреждению этих прорех.
Повторение следует распределить на протяжении всего учебного года, проводить его планово и в определенной системе. Предварительный план не только мобилизует учителя и обязывает не забывать о повторении, но и помогает отобрать материал, учесть те вопросы и темы, которые не должны быть забыты.
Регулярность повторения — необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.
Различают такие виды повторения:
Виды повторения |
Цель повторения |
Повторение в начале учебного года |
Активизация элементов ранее изученного материала для облегчения изучения нового |
Текущее повторение в продолжение учебного года |
Активизация ранее изученного материала по этой же теме |
Обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы |
Обобщить и систематизировать изученное |
Сопутствующее повторение. |
Выправить неточности в знаниях, напомнить давно пройденное и одновременно установить для себя прочность и правильность знаний учащихся. |
Тематическое повторение |
Систематизировать знания учащихся по теме |
Основными требованиями к организации любого вида повторения являются следующие:
1) сообщить ранее полученным грамматическим знаниям учащихся большую отчетливость и закрепить их;
2) на основе новых сведений углубить ранее изучавшееся;
3) систематизировать накопленные сведения и тем обеспечить целостность знаний учащихся по грамматике;
4) развивать и совершенствовать способности учащихся: внимание, память, логическое мышление.
Как повторять? Повторение должно проводиться в разнообразных формах, открывать новые стороны в уже изученном материале, проводиться при иной группировке материала.
Предлагаю такие вопросы и задания:
Назовите два признака, по которым служебные части речи отличаются от самостоятельных.
Объясните, в чем отличие производных предлогов от непроизводных, простых от сложных?
Сгруппируйте слова по определенному признаку.
Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Задание на исключение лишнего
При тематическом повторении полезно составлять итоговые схемы. Таблица или схема экономно и наглядно показывает общее для понятий, входящих в данную тему, их взаимосвязь в логической последовательности, отношение вида к роду и т. д.
Взаимоконтроль — одна из форм повторения, обобщения и систематизации знаний, обеспечивающая надежность усвоения программного материала всеми, без исключения, учащимися. Проводится она по листу взаимоконтроля, который представляет собой перечень основных вопросов одной темы. Устный взаимоконтроль предусматривает в основном проверку теоретических знаний. На письменном взаимоконтроле определяются практические навыки по теме.
Уроки систематизации и обобщения знаний требуют к себе особого подхода, т. к. материал учащимся известен. Чтобы детям было интересно еще и еще раз обращаться к теме, провожу урок в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-восхождение, блиц-турнир, заседание ученого совета и другие.
Уроки итогового повторения проходят успешнее, если порядок повторения не копирует, а дополняет и обобщает материал, изложенный в учебнике. Для этого необходимо, чтобы ранее изученные правила закреплялись в сознании учащихся в виде определенной системы, которая может быть представлена с помощью алгоритма — последовательности действий в соответствии с правилами орфографии. Алгоритмы, позволяющие не только лучше осмыслить теоретический материал, но и применять его для выполнения конкретных обобщающих заданий, могут быть представлены как графическая наглядность, т. е. схематически, или в виде особым образом организованного списка действий. Например:
Алгоритм правописания приставок пре- и при-
- Выдели приставку в слове
- Проверь, близка ли она по значению к слову очень или к приставке пере-
- Если да, пиши пре-
- Если нет, проверь, имеет ли приставка значение приближения, присоединения, близости или неполноты действия
- Если да, пиши при-
Я ограничилась рассказом лишь о некоторых принципах и приемах повторения, потому что конкретные методические рекомендации в этом вопросе дать нельзя. Нужно принимать во внимание многие факторы профессиональное мастерство учителя, контингент класса, условия работы и т. д. Исходя из этого, каждый учитель создает свою систему повторения.
В сложном процессе усвоения грамматических знаний, умений и навыков повторение является одним из ответственных этапов обучения.