Духовно-нравственное воспитание на классных часах
Автор: Седых Елена Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 29.10.2015
Статья просмотрена: 881 раз
Библиографическое описание:
Седых, Е. В. Духовно-нравственное воспитание на классных часах / Е. В. Седых. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 161-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9037/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается значение воспитания в общеобразовательных учреждениях. Духовно-нравственное воспитание через классный час, как основы формирования и развития личности ребёнка.
Воспитание ребёнка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей.
Я. Корчак
В общем педагогическом процессе имеет место и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития.
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности, это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания. [2, с.237] Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целям и задачам. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание в целом педагогическом процессе даёт возможность достичь формирования гармонически развитой личности. [2, с. 251]
В своей работе использую патриотическое, эстетическое, интеллектуальное, здоровьесберегающее, трудовое, экологическое, правовое воспитание, но особое внимание уделяю духовно-нравственному воспитанию.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников.
В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции русского народа, обеспечит высокие нравственные качества учащихся.
В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К. Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания — важное и святое, так как «именно сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»? [1, с.3]
На решение этих вопросов направила свою воспитательную работу с учащимися.
Каждый год провожу классный час, посвящённый Дню Православной книги. Объясняю обучающимся, что есть множество вещей, разрушающих человека. Среди них есть место для моды. Она — не вирус и не ядерный взрыв, но она навязывает человеку представление о самом себе. Дело не только в одежде, но и чтении книг. Многие читают современные книги, например, «Гарри Поттера» или смотрят видеофильмы. Люди научились читать, но не научились выбирать книги. Как ни была страшна безграмотность, нынешняя грамотность при отсутствии веры и вкуса — ещё страшней. А выбирать нужно книги, которые не засоряют душу. Дети сами выбирают себе собеседника, когда читают книгу. Учащиеся узнали историю возникновения праздника, познакомились с православной литературой, которая должна быть в каждом доме.
В 2013 году провела классный час-беседу «Где родилась ёлочка!». Обучающимся понравилась легенда о дереве Рождества. Ученикам очень захотелось поздравить всех обучающихся Скороднянской школы с Рождеством. Дети посетили каждый класс и пропели колядку «Рождество Христово, ангел прилетел».
2014 год вся страна праздновала 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Мы не могли пропустить это событие, в 3 четверти провели классный час по теме «Наследие Сергия Радонежского». Учащиеся узнали житие Святого, храмы, связанные с именем Сергия Радонежского. Подробно познакомились с крупнейшим центром духовного просвещения и культуры — Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Просмотрели фильм о храме, построенном на Куликовом Поле.
Запомнился воспитанникам тематический урок, посвящённый 1000-летию святого равноапостольного великого князя Владимира- Крестителя Руси. Обучающиеся узнали, что в 988 году Владимир выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. Все обучающиеся с удовольствием читали стихи, ставили сценки, пели песни о князе Владимире –Красное Солнышко.
На всех классных часах присутствовал настоятель храма Дмитрия Солунского протоиерей Иоанн. Батюшка проводил духовные беседы, отвечал на вопросы детей.
В 2013 году обучающиеся познакомились с незрячим молодым человеком Виктором Чуевым, который проживает в Доме престарелых села Скородное. Ученики взяли над шефство. Виктор всегда присутствовал на классных часах, читал стихи поэтов или собственные, исполнял песни. Ученики помогали молодому человеку выступать не только в школе, но и на сцене Дома Культуры села Скородное.
Обучающиеся посетили много замечательных мест Белгородской области: Танковое Поле, музей, храм Петра и Павла села Прохоровка, Свято-Холковский пещерный монастырь села Холки, Новооскольского района, музей –диораму «Курская битва. Белгородское направление» и Кафедральный собор города Белгорода, где поклонились мощам Святителя Иоасафа Белгородского чудотворца. Часть учеников в октябре 2011 года участвовала в крестном ходе, посвящённому 100-летию прославления Святителя Иоасафа Белгородского. Запомнилась поездка в село Ракитное к могилке архимандрита Серафима в Свято-Никольский храм. Обучающиеся каждый год посещают местный храм, любят Престольный праздник — 8 ноября, когда совершается Божественная литургия в храме Димитрия Солунского.
Духовно-нравственное воспитание на классных часах формирует личность, учит доброму слову, правильным поступкам. Сейчас наблюдаю, как бывшие ученики, уже ставшие сами родителями, с нежностью и заботой относятся к своим детям, уважают пожилых людей.
Доброта и милосердие — это две основные добродетели, без которых немыслимо духовно-нравственное воспитание. Дети — это те, кто последует за нами, наши наследники и продолжатели. А какими они будут, зависит от нас!
Литература:
- Васильева Е. В. Нравственное воспитание учащихся. 5–11 классы: разработки внеклассных мероприятий. — Волгоград: Учитель, 2008. — 123 с.
- Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник. — М: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008
Похожие статьи
Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературно-исторического краеведения
В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения. Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным средством, приобщает школьников к познанию истоков н...
Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся
Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе
В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны
Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.
Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников
Раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящую в структуру основной образовательной программы. Определены основные положения духовно-нравственного воспитания, в частности патриотическое восп...
Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО
В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Похожие статьи
Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературно-исторического краеведения
В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения. Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным средством, приобщает школьников к познанию истоков н...
Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся
Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе
В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны
Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.
Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания
В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.
Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников
Раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящую в структуру основной образовательной программы. Определены основные положения духовно-нравственного воспитания, в частности патриотическое восп...
Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО
В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.