Проблемы в системе образования
Автор: Гладышева Елена Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 01.11.2015
Статья просмотрена: 263 раза
Библиографическое описание:
Гладышева, Е. Н. Проблемы в системе образования / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9074/ (дата обращения: 15.11.2024).
Забота о потомстве изначально присуща человеческому сообществу. Однако, с ростом дифференциации и усложнением общественных отношений нарушались глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличивалась духовная дистанция между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира. В настоящее время у родителей наблюдается деградация ответственности, свободы и творчества в общении с детьми. Очевиден серьезный дефицит внимания и уважения к ребенку. При этом резко обострилось противоречие между усиливающейся по мере взросления ребенка его потребности во внимании со стороны взрослых и непрерывным ослаблением этого внимания к нему. Не только общество в целом, но и родители передали дело воспитания государству — специализированным дошкольным и школьным учреждениям. В результате мы имеем выросший до уродливых форм отрыв всего взрослого сообщества от детского, проявляющийся в самом главном — отсутствии психологической настроенности и готовности к конкретному взаимодействию. Отсутствует доверие к растущему ребенку, что оставляет его за пределами социально значимых дел. Дети, подростки не включены всерьез в сферу деятельности общества, в обсуждение проблем, которыми живут взрослые.
Таким образом, можно утверждать, что в современном обществе не проработан пласт проблем, связанный с пространством взаимосвязей родителей и детей.
Скудный опыт трудового воспитания изначально передавался преимущественно в семьях. Сегодня комфортные условия существования не формируют потребность трудиться, многие дети не имеют домашних обязанностей. Современный ребенок утрачивает и потребность учиться. Необходимые знания стали доступны в информационном пространстве социума, их всегда можно найти в Интернете, не прилагая усилий. В процессе реализации возможностей развития человека как личности упускается серьезная составляющая формирования способности делать волевые усилия над собой, преодолевать свое «не хочу», «не знаю». Пройдет еще десяток лет и заметное отставание детей по сравнению с развитием предшествующих поколений мы назовем задержкой умственного развития.
Причины снижения успеваемости по дисциплинам естественнонаучного цикла:
низкая посещаемость (работают стереотипы со школы);
новые технологии меняют умственные навыки (речевой ввод информации, такой как чтение или слушание, менее привлекателен, чем быстро сменяющие друг друга визуальные стимулы);
приобретенные эмоции (гиперактивность адреналиновой реакции, которая сопровождает компьютерные игры; они могут приучить мозг к потребности в острых ощущениях);
недостаточная мотивация к обучению (студенты ориентированы лишь на оперативные цели);
трудности с кратковременной и долговременной памятью (для соответствующего возраста память не развита);
отсутствует логическое мышление;
плохое здоровье у некоторых студентов;
слабые вычислительные навыки.
Эпоха глобальных технических перемен. У студентов — зависимость от планшетов и смартфонов. То, что должно было побудить к обучению, наоборот приглушило зачатки мотивации, стало способствовать потере контроля и волевых усилий обучающихся, снижению интеллектуального потенциала и деградации.
Кнопочное образование: использование информационных технологий для быстрой передачи ответов друг другу, заимствование подсказок Интернета, перевод на любой язык без интеллектуальных затрат со стороны студентов, масштабная отвлекаемость на социальные сети, игры и сервисы компьютерной сети, — вот что мешает сегодня учебному процессу. Заинтересованность в получении знаний сведена на нет удушающим влиянием современных технологий и коммуникаций.
Лишенный нравственных и умственных нагрузок студент превращается в слабого, неспособного к трудовой деятельности маргинала.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих компетенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развитие взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития способности быть субъектом общественных отношений, готовности участвовать в социально необходимой деятельности.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Такой подход к построению процесса воспитания, как активного целенаправленного формирования личности, согласуется с методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой поставил перед всем человечеством вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая “цивилизованность” современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в «массовом» сознании обывателя XX столетия эта «эмансипированная» стихия «животности».
По сути дела, весь пафос толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших — это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий писатель с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.
Пытаясь разобраться во всем этом, он вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовно ценностную природу познания.
В истории цивилизации были эпохи, когда изменения в технике и в жизни общества почти не ощущались. С появлением бронзы и железа преобразования быта людей пошли быстрее. Совершенствуя технику, двигая вперед промышленность и торговлю, люди улучшали условия собственной жизни. В возникшем промышленном обществе начались глубокие социальные сдвиги, появились иные потребности и запросы. Чтобы удовлетворить их, создают новые технические средства, которые в свою очередь изменяют мир человека. Техническая цивилизация дала вооруженному наукой человечеству ощущение власти над миром.
Самое досадное — это заметное повсюду безразличие к истине, достигающее своей кульминации в открытом публичном восхвалении политического обмана. Оснащенное с таким совершенством, общество бездуховных людей станет только сильнее и деспотичнее. Если бросить взгляд на общую ситуацию нашего времени в культуре, нравственности, то вряд ли можно будет назвать излишне мрачной ее оценку в следующих выражениях. Повсюду пышно цветут иллюзии и заблуждения, люди предоставлены диктату инстинктов, стресс в коммуникациях достиг апогея.
С незапамятных времён в обществе появлялись люди, которые спасали человечество от сползания в варварство, приобщали к культурному наследию, учили творить, дерзать и сеяли разумное, доброе, вечное. Если выкинуть весь педагогический хлам, то «светлая часть» организма будет усиленно сопротивляться пустоте необжитого пространства. Заселить технологии современного мира для текущей деятельности, идеи и мысли потекут в ином русле. Целесообразность смены традиций на техницизм неоднозначна. С одной стороны кнопочное и мультимедийное образование прививает порхающее внимание, невозможность удерживать образы, столь необходимые для профессиональной деятельности. С другой — насыщенность, интенсивность информационной среды, в которую попадает студент.
Переориентация системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, способность гибко реагировать на запросы личности, изменения потребности экономики и нового общественного устройства, возможно, будут основанием для изменений в мотивационно-потребностной сфере личности, чтобы общественные побуждения, мотивы социально полезной деятельности стали устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами, инстинктами и диктатом лености. В условиях социально-экономического кризиса мы имеем другую картину.
Навыки производственной, бытовой, социальной жизни становятся столь разнообразными, многоходовыми, информационно насыщенными, что без соответствующего образования невозможно быть успешным ни в одной сфере жизни. К сожалению, подрастающее поколение никак не хочет понять требования реалий.
А тут и кадровая политика стала хромать. Ставка на молодых провалилась. Некомпетентность, нежелание работать с современными детьми, отнюдь необразцовое поведение и многие другие факторы прописались сегодня в образовательных учреждениях. Низкая заработная плата за педагогический труд (жалования хватает только на чай с сахаром и для поддержания портков) принуждает брать двойную нагрузку. Какое качество образования мы хотим получить от преподавателя, который дает по 10–12 уроков в день, 62 часа в неделю. Когда на нем еще висит бумажный и электронный документооборот, составление рабочих учебных программ, разработка мультимедийного содержания уроков. Мы незаметно подошли к констатации фактов, что в стране процветает эксплуатация учителей, превращение их в рабов умственного труда.
Мы никогда не есть сами, а всегда являем собой часть или продолжение той земли и тех людей, что поставили нас на ноги, дали имя и включили в общеродовой и общенациональный круговорот принадлежности, деятельности, борьбы за существование. Каждый из тех, кто когда-то держал нас в далеком детстве за руку, продолжает это делать и теперь, после нашего взросления, только рука эта менее видима, зато душевно ощутима. В советском детстве были доброжелательные, отзывчивые и энергичные учителя. Есть желание, чтобы и нынешнее поколение детей запомнило людей, работающих с ними, такими же.
Проблемы, которые накопились в системе российского образования за последние годы — разрыв между мирами взрослого и ребенка, недостаточное трудовое воспитание, формирование общества потребления, самоустранение от умственных нагрузок, влияние социума и IT-технологий, слабая политика в кадровой сфере, передаче духовного наследия, нравственного опыта, национального достояния. Можно отметить также недочеты в финансировании, несоответствие между сложившейся системой образования и формирующимися общественными потребностями, проблемы социальной дифференциации и качества образования, действие глобальных цивилизационных сдвигов, низкую практическую направленность образования. Наберется еще десяток проблем, которые требуют участия государства, желательно изменить отношение общества к системе образования, предусмотреть меры ответственности по отношению к будущему нации, иначе возникнет опасная ситуация роста необразованных людей с вредными привычками. Настоящее время требует новых реформ в системе образования, а не «косметического ремонта». Решение проблем — это стратегическая задача страны, иначе падение престижа обучения будет заметно на всех уровнях.