Сценарий урока математики во 2 классе на тему «Сочетательное свойство сложения. Сложение многозначных чисел»
Автор: Болховская Евгения Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 02.11.2015
Статья просмотрена: 288 раз
Библиографическое описание:
Болховская, Е. В. Сценарий урока математики во 2 классе на тему «Сочетательное свойство сложения. Сложение многозначных чисел» / Е. В. Болховская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9079/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель урока: ввести сочетательное свойство сложения;
Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; понимание роли математических действий в жизни человека; интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
Предметные результаты
учащийся научится:
складывать многозначные числа на основе сочетательного свойства сложения
находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия.
Сценарий урока:
- Организационное начало.
Сегодня у нас необычный урок — урок сказка. Сказка называется «Новогодние приключения Красной Шапочки».
2. Актуализация опорных знаний.
— Чтобы в сказку нам попасть, надо всем до сорока считать, но не просто так считать, а через 2, через 4, через 5. (Ритмический счёт «через 2, 4, 5» до 40)
— Это присказка была, а вот и сказка к нам пришла.
«Жила-была в одной деревне девочка, звали её Красная Шапочка. А почему, вы ответите сами. Красная Шапочка была девочка добрая, послушная. Но больше всех на свете она любила маму и свою старую бабушку. Однажды, проснулась Красная Шапочка и посмотрела в окно, а там кругом белым-бело. «Вот и наступил долгожданный день встречи Нового года», — подумала девочка: — «Но ещё столько хлопот, надо успеть всё приготовить к встрече Нового года». Красная Шапочка посмотрела на часы, с часами происходило что-то необычное. «Что такое?» — подумала девочка.
— Часы показывали лишнее число, какое, почему? (10, 20, 40, 59, 60, 100)
— Только догадалась об этом Красная Шапочка, как часы стали показывать следующее: (51, 33, 42, 71, 91, 60, 105)
— Какое число лишнее, объясните закономерность.
— И вот часы стали показывать всё правильно, но что-то было не так. Что здесь не так? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, VI, 9, 10, 11, 12) (Римская цифра).
— И эта римская цифра прыгнула на пол, затем на стол, а затем на поднос с пирожками, которые лежали на столе. И превратились пирожки в римские цифры. Подошла Красная Шапочка к подносу, видит, что пирожки выстроились в выражение из римских цифр.
— Прочитайте пример.
II — I = II
— А правильно ли это? Переложите один пирожок так, чтобы равенство стало верным.
— Прочитайте верный полученный пример разными способами.
— «Вот так чудеса», подумала Красная Шапочка и стала составлять задачу про пирожки.
— Составим задачу.
— Как найдём часть с мясом, с рисов? Как теперь ответим на первый вопрос задачи?
— Назовите второй вопрос? Что необходимо узнать сначала, чтобы сравнить пирожки? — Что надо сделать для того, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (решение задачи у доски)
Ответ: на 50 пирожков меньше.
— «Что-то я совсем ничего не пойму», — подумала Красная Шапочка, — «И мамы нет дома, а ведь так и в школу опоздать можно!»
— Смотрит, а на столе записка лежит, прочитаем: «Доченька, я ушла к бабушке, ты после школы сразу приходи к бабушке, поторопись, ещё надо украсить ёлку. Новый год мы встретим у бабушки. Для того, чтобы всё успеть, составь программу своих действий. Будь осторожна при переходе через реку и лес. Мама».
— Вот и принялась Красная Шапочка составлять программу действий, но чтобы ничего не напутать поможем ей определить порядок действий в программе.
- Проснуться.
- Заправить постель.
- Утренний туалет.
- Одеться.
- Зарядка.
- Идти в школу.
- Занятия в школе.
- Идти к бабушке.
- Наряжать ёлку.
- Встречать Новый год.
— Какие действия Красная Шапочка уже выполнила?
— Какое действие ей надо выполнить сейчас? (зарядку)
— Сделаем зарядку вместе с Красной Шапочкой.
3. Физкультминутка. («Песня Красной Шапочки»)
4 Постановка проблемы урока.
— Куда должна сейчас отправиться Красная Шапочка? (В школу)
— По дороге в школу, а школа находилась на самом краю деревни, Красная Шапочка обратила внимание на номера домов, они были необычными, но Красная Шапочка не очень удивилась, вспомнив про часы, пирожки, ведь с ними тоже происходили чудеса. «Ничего,- подумала девочка, — такое бывает раз в году, ведь сегодня канун Нового года». Она принялась вычислять номера домов. «А как же решить этот пример», — подумала она, — «Пойду в школу и там справлюсь с этой проблемой».
В школе на уроке математике класс разбирал пример:
(635+198)+2 и 635+(198+2)?!
Учитель предложил разобрать пример на схеме.
5. «Открытие» нового знания.
— Назовите значение I выражения, II выражения? (d)
— Значит, теперь мы можем сказать, что выражения равны? (да)
(а+в)+с = а+(в+с)
— Полученное свойство сложения называют: Сочетательным свойством сложения.
— Посмотрите на эти выражения, как вы можете своими словами рассказать это свойство:
— значение суммы чисел не зависит от выбора порядка действий.
— А теперь вернёмся к нашим выражениям
(635+198)+2 и 635+(198+2)
— Можно ли поставить знак «=» между выражениями? (Да)
— В каком выражении было удобнее вычислять результат?
— Прочитаем правило в учебнике на стр. 41
6. Первичное закрепление с комментированием.
— Красная Шапочка поняла, что значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий. А как поняли это свойство ребята в классе? И к доске вызвали…. (стр. 42 № 4 разбирается у доски с комментированием)
7. Упражнение в вычислении выражений удобным способом.
— Вышла Красная Шапочка из школы и пошла к бабушке, но дорога шла через реку.
У вас таблички — брёвна, если вы в своих табличках вначале, в квадратике, видите ответ на предыдущий пример, выходите к доске и мы будем решать ваш пример.
— Начинаем связывать брёвна, что получился плот .(Устно комментируем).
Примеры из № 5 стр. 42 (работа в парах)
— Получился плот, переправилась Красная Шапочка на другой берег реки и вошла в лес. Холодно в лесу. Видит Избушку на курьих ножках. Вот и решила Красная Шапочка с Бабками-Ежками потанцевать, чтобы руки, ноги не замёрзли.
8. Физкультминутка. (Частушки Бабок-Ёжек)
— Ох, жарко стало! — говорит Красная Шапочка.
— А самая страшная Баба-Яга увидела девочку и говорит: «Ох, сестрицы, да к нам сама Красная ягодка пожаловала, вот она и поможет нам ёлки наши сравнить, которую к Новому году выбрать. А не разрешит наш спор, так в печь её зажарим и съедим, хорошее блюдо к Новому году будет!»
— Ребята, скорее помогаем Красной Шапочке. Работаем по вариантам.
9. Самостоятельная работа по вариантам.
№ 10, с. 43 I вариант — верхняя строка.
II вариант — нижняя строка
— Какая же ёлка больше? (Проверка).
10. Работа с геометрическим материалом.
— Идёт наша героиня дальше, смотрит на заснеженной поляне кто-то стоит и охает. Подошла поближе, а это Дед Мороз ходит по какому — то треугольнику и всё повторяет: «Периметр, периметр, вот не задача, что такое периметр»..
— Тут Красная Шапочка вспомнила, что такое периметр.
— Дети, что такое периметр и как его вычислить? Помогаем старику и нашей героине.
Р=89см
— Освободился Дед Мороз из треугольника, был рад и подарил Красной Шапочке сундучок — это подарок на новогоднюю ёлку.
11. Итог урока.
— Дома у бабушки Красную Шапочку ждали мама и её любимая бабушка.
Девочка открыла дома сундучок, а там шары ёлочные, такие красивые, вот только времени совсем не остаётся, чтобы их повесить, ведь сейчас раздастся бой курантов.
— Ребята, поможем девочке повесить шары на ёлку. (Решается пример на нарисованном шаре, дети решают в паре, затем находят ответ на ёлке и прикрепляют шар)
1) 97+(3+95)=195 С
2) 23+(25+27)=75 Н
3) 29+(35+21)=85 О
4) 34+(26+18)=78 В
5) 18+(76+12)=106 Ы
6) 21+(79+8)=108 М
7) 52+(8+200)=260 Г
8) 33+(7+300)=340 О
9) 524+(6+20)=550 Д
10) (16+67)+3=86 О
11) 53+(7+201)=261 М!
— Прочитаем, что у нас получилось? (С Новым годом!)
— Вот и наступил Новый год, Красная Шапочка, бабушка, мама встретили Новый год и были счастливы, чего и вам всем пожелали.
— Сказка завершается, книга закрывается.
— Что нового узнали?
— Что было самым интересным? О чём вы можете рассказать дома родителям?
— Кто считает, что тема усвоена на «отлично»? А кому ещё необходимо поработать над данной темой?
12. Домашнее задание.
№ 3, с. 42