Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников
Автор: Форманюк Марина Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 03.11.2015
Статья просмотрена: 1120 раз
Библиографическое описание:
Форманюк, М. В. Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников / М. В. Форманюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9085/ (дата обращения: 19.12.2024).
Валеология (название термина происходит от латинского valeo — «быть здоровым» и греческого logos — «учение») — это раздел в педагогике, а также один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо- и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.
Свою работу с детьми строю на следующих педагогических принципах:
принцип связи теории с практикой: формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни,
принцип коммуникативности: помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья,
принцип преемственности: направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе,
принцип интеграции: основан на взаимодействии всех видов детской деятельности,
принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, побуждающих ребенка к творческому познанию и преобразованию окружающей действительности и своего «Я».
принцип сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.
принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.
Ни для кого не секрет, что сложившая социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые испытываем за самых беззащитных граждан — наших детей. Задача взрослых, и воспитателей и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, укреплять его здоровье. Валеология, направлена на формирование у детей знаний о своём организме, здоровом образе жизни, умении беречь и сохранять своё здоровье и свой организм.
Именно в детских дошкольных учреждениях педагогами закладывается фундамент формирования представлений о человеке и здоровом образе жизни.
Я поставила перед собой цель — побудить ребёнка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована ухудшением состояния здоровья детей.
Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. Поэтому я в процесс познания законов природы включила многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволили детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами. Поэтому я объясняла моим воспитанникам, что каждый человек должен думать о своём здоровье, знать своё тело, не вредить своему организму. Для этого мы познакомились с тем, как устроено тело человека, его организм — в доступной форме, привлекая иллюстративный материал, рассказывала об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной мышечной, пищеварительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств) с привлечением презентаций «Мой Организм», «Моё здоровье» и т. д
Начиная с младшего дошкольного возраста, я показывала малышам, где находятся руки, ноги, голова, туловище. Рассказывала, что в левой части туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить — сердце. Предлагала детям послушать, как оно работает, рассматривали друг друга, находили сходство и различия и т. д. Знакомить детей не только с устройством и работой своего тела, но очень важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать, ритмично ему работать.
Во время проведения режимных моментов обращала внимание детей на его самочувствие, внутреннее ощущение, свидетельствующее, например, о чувстве голода, жажды, усталости, рассказывать о способах устранения дискомфорта (прилечь отдохнуть, поесть, попить воды, и т. д.).
Для формирования здорового образа жизни детям необходимо рассказывала о значении профилактики заболеваний: различных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, о витаминах, различных видах массажа. Мои дети владеют самомассажем для профилактики простудных заболеваний. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, с помощью коротких видео фильмов, показывала, как свежий воздух, вода, солнце помогает при закаливании организма, что происходит с организмом во время массажа.
Начиная с младшего дошкольного возраста формировала навыки личной гигиены. Самое элементарное, учила мыть руки до еды, и после посещения туалета; причёсываться, не чихать и кашлять на окружающих; тщательно пережёвывать пищу. Каждый раз подчёркивала, что всё это необходимо для укрепления здоровья. В старшей группе рассматривали микробы на предметах под микроскопом. Это детей настолько удивило, что мне не надо было больше напоминать о необходимости мыть руки. А беседы с детьми, о том, какое множество микробов «живёт» на руках, под ногтями убедили детей в необходимости не забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.
В рамках обсуждения с детьми необходимости профилактики болезней рассказывала о пользе витаминов, их значении для жизни и здоровья человека, взаимосвязи здоровья и питания. Рассказывала о продуктах, которые наиболее полезны организму, особенно растущему; о пользе овощей и фруктов. А конфеты, шоколад, особенно в больших количествах, вредны для здоровья. В итоге провели совместно с родителями развлечение «В гостях у Витаминки»
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления у дошкольников, материал по данной теме предлагала детям с помощью наглядных и практических методов обучения, для чего широко использовала такие как: наблюдение, исследование, самообследование, экспериментирование и собственную продуктивную деятельность. Давала детям большой простор для творчества, поощряла любознательность. Формирование представлений о человеке у дошкольников тесно переплетаются с другими видами образовательной деятельности: развитием речи, изобразительной деятельностью, физической культурой, формированием элементарных математических представлений, музыкальным развитием.
Забота о здоровье детей начинается с организации здорового образа жизни и занятия спортом в семье. Вместе с родителями моих воспитанников мы проводим физкультурные досуги, экскурсии на природу. Для родителей оформила папку-передвижку «Здоровый образ жизни с раннего возраста», провела консультации на темы: о необходимости правильного питания, отдыха, признаках переутомления и другие. На родительских собраниях знакомлю с программным содержанием каждой возрастной группы по разделу физическое развитие и основы безопасности. Только вместе с родителями, на их примере, может быть достигнут результат.
В результате, мои дети регулярно без напоминаний соблюдают культурно-гигиенические навыки, не боятся делать профилактические прививки. Родители моих воспитанников вместе стали активно планировать и проводить отдых в летнее время и выходные дни.
Валеология видит в здоровье главный источник счастья, а обретение здоровья представляет как путь к духовности, восхождение человека от здоровья телесного к здоровью духовному.