Образование, воспитание и обучение как единое целое
Автор: Казакова Екатерина Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 04.11.2015
Статья просмотрена: 57236 раз
Библиографическое описание:
Казакова, Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое / Е. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (дата обращения: 18.12.2024).
В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика.
Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а так же участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение. Педагог — это сопроводитель несовершеннолетнего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Его влияние на становление личности, определение в профессиональной деятельности. И педагог, который действительно положительно повлияет на ребенка, должен обладать широким спектром профессиональных и личных качеств. Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях).
Возвращаясь к связи обучения, воспитания и образования, рассмотрим определения этих трех понятий:
Обучение является целенаправленным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.
Воспитание является сложным и противоречивым социально-исторический процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми.
Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.
Многие педагоги по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования. Одни считают, что образование шире, чем воспитание и включает его в себя. Другие считают, что эти процессы противоположны друг другу. Третьи что обучение и развитие являются независимыми процессами. Четвертые, что обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.Поэтому возникает много дискуссий на тему связи этих трех понятий.
У меня же другое мнение насчет этой связи: в зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.
Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование:
- Если целью педагогического процесса является только воспитание:
Человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием.
Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения.
Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т. е. получение образования в процессе обучения.
- Если целью педагогического процесса является только обучение:
Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание.
Образованиеполучают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
- Если целью педагогического процесса является только образование:
Цель воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы.
Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями:
знание психологии (общей, возрастной)
методика обучения
образовательная психология
построение учебного плана
руководство классом
методы обучения
Способностями:
коммуникативные способность к общению, сотрудничеству;
дидактические
организаторские
конструктивные
гностические
прогностические
перцептивные
экспрессивные
способность к эмпатии
способность к рефлексии;
способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;
креативность
экстравертность
диагностические
проективные
конструктивные
коммуникативные
аналитические
Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание, обучение и образование — неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими.
И я хотела бы предложить термин, объединяющий эти три понятия:
О. В. О. — это процесс, который включает в себя организацию учебной деятельности, в ходе которой ученик приобретает знания, умения, навыки и происходит воспитание личности.
Литература:
- О воспитании. В. А. Сухомлинский. Москва, 1973 г.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. Л. Смирнова. — М.:Издательский центр «Академия», 2001.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего образования. — М.: Педагогика, 1986.
Похожие статьи
Воспитание и его специфические особенности на Востоке
В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...
Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы
В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.
Инновация в образовании: понятие и сущность
В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».
Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе
В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.
Сущность педагогических инноваций в системе образования
В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.
Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических и практических дисциплин
В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь.
К проблеме институционализма как методологии исследования предпринимательства
В статье анализируется понятие предпринимательства в контексте развития экономической теории институционализма, а также делается попытка предложить классификацию и определить функции институтов в предпринимательстве.
Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины
В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.
Географическое образование: история и современность
В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Похожие статьи
Воспитание и его специфические особенности на Востоке
В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...
Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы
В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.
Инновация в образовании: понятие и сущность
В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».
Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе
В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.
Сущность педагогических инноваций в системе образования
В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.
Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических и практических дисциплин
В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь.
К проблеме институционализма как методологии исследования предпринимательства
В статье анализируется понятие предпринимательства в контексте развития экономической теории институционализма, а также делается попытка предложить классификацию и определить функции институтов в предпринимательстве.
Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины
В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.
Географическое образование: история и современность
В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...