Образование, воспитание и обучение как единое целое | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 56426 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое / Е. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика.

 

Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а так же участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение. Педагог — это сопроводитель несовершеннолетнего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Его влияние на становление личности, определение в профессиональной деятельности. И педагог, который действительно положительно повлияет на ребенка, должен обладать широким спектром профессиональных и личных качеств. Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях).

Возвращаясь к связи обучения, воспитания и образования, рассмотрим определения этих трех понятий:

Обучение является целенаправленным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.

Воспитание является сложным и противоречивым социально-исторический процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Многие педагоги по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования. Одни считают, что образование шире, чем воспитание и включает его в себя. Другие считают, что эти процессы противоположны друг другу. Третьи что обучение и развитие являются независимыми процессами. Четвертые, что обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.Поэтому возникает много дискуссий на тему связи этих трех понятий.

У меня же другое мнение насчет этой связи: в зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.

Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование:

  1.   Если целью педагогического процесса является только воспитание:

Человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием.

Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения.

Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т. е. получение образования в процессе обучения.

  1.   Если целью педагогического процесса является только обучение:

Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание.

Образованиеполучают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

  1.   Если целью педагогического процесса является только образование:

Цель воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы.

Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями:

          знание психологии (общей, возрастной)

          методика обучения

          образовательная психология

          построение учебного плана

          руководство классом

          методы обучения

Способностями:

          коммуникативные способность к общению, сотрудничеству;

          дидактические

          организаторские

          конструктивные

          гностические

          прогностические

          перцептивные

          экспрессивные

          способность к эмпатии

          способность к рефлексии;

          способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;

          креативность

          экстравертность

          диагностические

          проективные

          конструктивные

          коммуникативные

          аналитические

Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание, обучение и образование — неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими.

И я хотела бы предложить термин, объединяющий эти три понятия:

О. В. О. — это процесс, который включает в себя организацию учебной деятельности, в ходе которой ученик приобретает знания, умения, навыки и происходит воспитание личности.

 

Литература:

 

  1. О воспитании. В. А. Сухомлинский. Москва, 1973 г.
  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. Л. Смирнова. — М.:Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего образования. — М.: Педагогика, 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, процесс обучения, педагог, друг, процесс поиска, старшее поколение, умственное воспитание.

Ключевые слова

обучение, воспитание, образование, педагогика, педагогика.

Похожие статьи

Воспитание и его специфические особенности на Востоке

В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы

В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.

Инновация в образовании: понятие и сущность

В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических и практических дисциплин

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь.

К проблеме институционализма как методологии исследования предпринимательства

В статье анализируется понятие предпринимательства в контексте развития экономической теории институционализма, а также делается попытка предложить классификацию и определить функции институтов в предпринимательстве.

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Географическое образование: история и современность

В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Похожие статьи

Воспитание и его специфические особенности на Востоке

В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы

В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.

Инновация в образовании: понятие и сущность

В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических и практических дисциплин

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь.

К проблеме институционализма как методологии исследования предпринимательства

В статье анализируется понятие предпринимательства в контексте развития экономической теории институционализма, а также делается попытка предложить классификацию и определить функции институтов в предпринимательстве.

Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В статье поднимается вопрос о роли обществознания в системе современного образования. Определяется место предмета, а также проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и ученики.

Географическое образование: история и современность

В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...