Пути совершенствования уроков чтения
Авторы: Хабибуллина Фарида Гаязовна, Куренова Наталия Александровна, Зиганшина Гашира Гумаровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 396 раз
Библиографическое описание:
Хабибуллина, Ф. Г. Пути совершенствования уроков чтения / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9099/ (дата обращения: 19.12.2024).
Уроки чтения и развития речи, должны прежде всего решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Однако в практике начальной школы мы не всегда наблюдаем успешное решение этих задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения.
Наиболее распространенные недостатки:
1) воспитательная работа строится на базе объяснений и внушений со стороны учителя, а не идет от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;
2) отсутствует ясная и логически правильно определенная цель урока, к осуществлению которой должен бы быть на урок. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения;
3) уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи;
4) дети не заняты непрерывным, целенаправленным, умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока, не обучают более сложным и новым приемам работы;
5) многие уроки не дают возможности совершенствовать навык чтения у всех и у каждого учащихся;
6) не наблюдается систематической, продуманно организованной работы над речью учащихся. Неправильно понимая программное требование — «главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстом».-учитель не оставляет времени для системати-ческой работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления. Более того, учитель просто не планирует эту нужную ра-боту;
7) урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным.
Весь процесс обучения нужно строить на интересе детей к учебе. Поэтому на уроках используются наглядность, технические средства обучения, загадки, чистоговорки, скороговорки, ребусы. Эффективность образования зависит от развития навыка чтения.
Первый шаг к овладению чтением — знакомство с буквами. Графическое начертание буквы и ёё звучание формирует навык вокализации. Специализированных уроков на первом этапе нет.
Все учебное время подчинено одной задаче — овладению алфавитом. Необходимо представить детям весь алфавит и за этот период добиться его усвоения. Уроки планируются так, чтобы они были подчинены одной идеи, т. е. на день выбирается одна игровая ситуация, один сюжет: Например: «В лесной школе', ''На рыбалке.'' или уроки строятся на фоне какой-либо сказки, например: ''Колобок,'' Репка'', ''Теремок''.
Элементы занимательности на уроке вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности. Дети отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в пословицах и скороговорках, придумывают сами слова с этим звуком. Они встают, хлопают в ладоши, если слышат нужный звук в словах. Играют в разные игры, н-р: ''Буква заблудилась,'' Доскажи словечко,'' слушают и сочиняют сказки про буквы. За это время дети заучивают буквы, играют с ними, рисуют, лепят, выщипывают из бумаги.
Особенно хороши кубики с буквами. Из кубиков конструируют слова по образцу данному учителем, строят крепости и делают подписи к ним.
Всё это для того, чтобы как можно в более короткий срок все дети запомнили и освоили алфавит. В процессе этих занятий происходит взаимообучение. Одновременно предъявляется звуковой и графический образ слова.
При обучении грамоте по данной методике не надо заставлять детей читать. Самим нужно читать им. У детей нет страха перед книгой, перед учителем, перед школой.
Ребёнка надо учить, только следить за теми словами, которые звучат сейчас в классе.
Дети начинают читать сами, не сознавая, что уже читают. Все трудности этого периода обучения грамоте снимаются. А ведь это самый сложный и даже страшный период для детей и для учителя.
Задачи этого периода:
1) познакомить со всеми буквами;
2) научить следить по тексту за словами, звучащими в данный момент.
Для последующих уроков готовится много карточек с изображением различных животных, предметов и подписями к ним, таблиц-плакатов четверостишиями, пословицами, загадками, шапочки-маски и шапочки сказочных героев. Это необходимо для выработки у ребёнка способности соотносить звучащий и графический образ, т. е. научить следить за звуковым ориентиром. Начинать учить следить по таблицам на доске. Висит перед глазами таблица с текстом, учитель вслух читает медленно, не допуская слогового чтения (лучше побольше сделать паузу между словами), а ученики следят. Затем к таблице приглашаются по очереди ученики, ученик ведёт указкой, учитель читает, все дети ведут в воздухе вытянутый к тексту пальчик.
Заранее пишутся на плёнку тексты, которые будут читать на уроке, перед чтением любого произведения задаётся детям проблемный вопрос и включается магнитофон. Дети пальчиком следят, они видят это слово, слышат его, прекрасно понимают содержание. При таком чтении не происходит регрессии глаз, т. е. детям не приходится возвращаться к прочитанному, чтобы понять, о чём прочитали. А учитель в это время ходит по классу и помогает тем, кто потеряет строчку. С каждым днём таких ''потеряшек'' меньше. Скорость начитки надо начинать с 30–35 слов в минуту.
В данное время подвергаются критике сверхкороткие букварные тексты, не претендующие на информативность, многократное перечитывание.
По данной можно читать очень много. Начинать с ярких, красочных книг-стихов: К.Чуковского, А. Барто, А. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова. Почему стихи? Здесь короткая строчка, дети её почти не теряют за звуковым ориентиром при слежении, удобен рифмованный ритм чтения. Да и сами произведения интересные, эмоциональные.
Слабые ученики не мешают двигаться вперёд сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха — все слишком заняты: интересный сюжет, чтение со звуковым ориентиром постоянно поддерживает определённый ритм работы, слабые хорошо понимают содержание, это позволяет активно участвовать в обсуждении. Интенсивность урока со звуковым ориентиром крайне высока. Огромное количество информации на каждом уроке. По окончанию чтения проверка с помощью тестов-экспресс-опрос. Утверждения из текста, могут быть провокационные вопросы. Дети в специальных тетрадках дают утвердительные или отрицательные ответы. 10 вопросов и утверждений да (+) нет(-). Вопросы даются на внимание по содержанию. Дети могут сами готовить вопросы для тестирования — это творческая работа. Таким образом, за несколько минут проверяется понимание прочитанного.
Преимущества такой проверки:
1) дети приучаются внимательно вчитываться в содержание, т. к. знают,
2) При тестировании на каждом уроке можно оценить работу каждого, понимание содержания прочитанного, а всего на это уходит 3–5 м.
Литература:
- Словарь литературоведческих терминов. Ред-составит. Л. И. Тимофеев. С. В. Тураев. — М., 2004г.
- Молдавская Н. Д. '' Литературное развитие школьников в процессе обучения.'' — М.., 2006 г.
- Эльконин Д. Б. ''Как учить детей читать.'' — М., 1991 г.
- Бугрименко Е. А. ''Чтение без принуждения.'' — М., 2010 г.
- Усова Н. К. '''Интеграция метода Д. Б. Эльконина в современную методику обучения чтению.'' Нач. шк.-2002 г. № 6 –7
- Голуб И. Б., Розенталь Ф. Е. ''Секреты хорошей речи.'' — М., 2003 г
- Иващенко Т. А. ''Чтение — вот лучшее учение''.
- Чернышкова М. П. ''Контрольный экспресс — опрос в начальной школе.''
- Лезер Ф. ''Тренировка памяти.'' — М., 2009 г.