ИКТ на уроках в начальной школе
Автор: Хоменко Ангелина Ивановна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 03.11.2015
Статья просмотрена: 4680 раз
Библиографическое описание:
Хоменко, А. И. ИКТ на уроках в начальной школе / А. И. Хоменко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9100/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одна из главных задач, провозглашенных в концепциях ФГОС, –формирование творческой личности. Для ее достижения необходимо развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Одним из способов управления познавательной деятельностью учащихся является внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. У младших школьников преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому процессу. Поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала. Наглядность повышает усвоение изучаемого материала, т. к. у учащихся задействованы все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой, воображение, эмоции. Они помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. И с появлением сначала компьютера, а потом интерактивной доски в классе, в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер. Для учителя начальных классов главное показать ребенку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, подготовить его к жизни в современном обществе, научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Это способствует:
осознанному усвоению знаний учащимися;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряет оригинальные находки, стимулирует активность, инициативу, самостоятельность.
Использование компьютера может быть органично включено в любой этап урока — во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть разными: от нескольких минут до полного цикла.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация» — переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
Вызывает интерес и делает процесс передачи информации разнообразным;
Усиливает воздействие выступления.
При создании презентации следует руководствоваться следующими правилами:
Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!
На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24–28 пунктов.
Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле.
Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 4–6. Общее количество слайдов на 1 урок — 8–10.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока
Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, на базе одного шаблона
Сжатый, информационный способ изложения материала
Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, малоэффективны.
В своей работе я часто применяю ИКТ. Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуальной и дифференцированной работы. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
УМК «Перспектива» ко всем предметам предлагает электронное приложение,которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Это помогает мне более эффективно организовать работу на уроке. Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере.
На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Русские писатели и поэты»…
На уроках окружающего мира, благодаря компьютеру, дети получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни, очень эффективны тесты, кроссворды при закреплении изученного материала. При помощи ИКТ провожу виртуальные путешествия: «Мое тело. Как оно устроено?» — самая известная и популярная в мире программа по изучению тела человека для детей. Теперь любопытные «почемучки» нашли ответы на все вопросы о том, как устроено тело, как оно работает и что надо делать, чтобы всегда быть здоровым и сильным.
На уроках литературного чтения использую различные аудио-фонограммы, особенно при чтении стихотворений и иллюстрации картин русских художников, которые вызывают в душах маленьких слушателей бурю эмоций. Предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
На уроках русского языка предлагаю ребятам поработать на интерактивной доске с упражнениями, составленными мной, создаю таблицы и опорные схемы, использую «тренажеры». Удобно подбирать материал к урокам по развитию речи. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
На уроках математики при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, подбираю материал к нетрадиционным урокам, составляю таблицы к устному счёту и решению задач, схемы к решению задач на движение.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяют за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Урок, включающий слайды презентации, вызывает у детей эмоциональный отклик, возрастает внимание, активность, повышает мотивацию обучения.
В поурочный план включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.
Широко использую ИКТ во внеклассной работе с учащимися. Прежде всего, это подготовка и оформление различных сообщений, проведение внеклассных мероприятий, классных часов. Формирование первоначальных этических представлений, понятий о правилах поведения –это одна из задач воспитательной работы в начальных классах. Использование презентаций обеспечивало положительную мотивацию в решении этой задачи и способствовало активизации деятельности учащихся.
Таким образом, применение информационных технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты:
проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
нарушение зрения, компьютерная радиация, компьютерная зависимость;
снижение коммуникативных навыков;
формирование клипового сознания;
потеря навыка каллиграфически правильного письма и орфографической зоркости.
А поэтому продолжительность применения ИКТ на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН. Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7–10 лет — 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ — не более 3–4 уроков в неделю.
Психолого-педагогические исследования показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
повышению мотивации к учению,
повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
развитию наглядно-образного, информационного мышления,
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
повышению уровня комфортности обучения.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
Литература:
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. — 2005. — С. 54–112.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». — 1998. — С. 114–119.
- Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. — 2005. — С. 163–180.
- Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7. — С. 30–32.
- Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. — 2007. — № 7. — С. 32–34.
- Колесникова Ю. А. Первое место — компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7. — С. 34–37.
- Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7. — С. 37- -39.