Развитие творческого потенциала одаренных детей через организацию научного общества в условиях сельской школы
Автор: Савина Татьяна Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 10.11.2015
Статья просмотрена: 488 раз
Библиографическое описание:
Савина, Т. В. Развитие творческого потенциала одаренных детей через организацию научного общества в условиях сельской школы / Т. В. Савина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9102/ (дата обращения: 15.11.2024).
В работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные тем, что социальное становление сельского школьника происходит в ограниченном и замкнутом пространстве и характеризуется относительной бедностью, скудностью общения, невостребованностью исследовательской деятельности в сельской школе, недостаточным программным обеспечением в работе с одаренными детьми, множеством противоречивых подходов и методов, спецификой обучения в условиях сельской школы.
Таким образом, возникают следующие противоречия:между декларациями о необходимости работы с одаренными детьми и неразработанностью организационных форм такой деятельности педагогов в условиях сельской школы; между природными способностями и потребностями ребенка в исследовательской деятельности недоступностью научного руководства, основанного не только на личных спонтанных и кратковременных контактах с учеными, но и на взаимной заинтересованности и обязанности; между потребностью обучающегося в индивидуальном маршруте обучения и коллективными формами обучения в общеобразовательной школе.
Отсюда возникает идея создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях сельской школы.
Сущность опыта заключается в организации единого образовательного пространства для индивидуализации обучения и воспитания одаренных детей в школе. Создание такого единства предполагает определение его концептуального ядра. В качестве такого ядра в моей модели обучения выступает исследовательская активность обучающихся, обеспечивающая их самостоятельность в работе. Выбор такого ядра определяется тем, что исследовательская активность обучающегося, проявляемая им в разных формах, является основой его индивидуального творческого развития, т. к. эта активность определяет широту, избирательность и глубину познавательных запросов обучающихся. Таким образом, ведущей педагогической идеей является развитие природных способностей обучающихся через активное вовлечение их в деятельность школьного научного общества.
Одаренность- загадка для большинства детей, их родителей и учителей.
Личностно- деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространенных форм удовлетворения и развития исследовательской активности обучающихся является выполнение детьми самостоятельных исследований.
Новизна опыта состоит в создании авторской системы работы с одаренными детьми через усовершенствование отдельных сторон педагогического труда. Это, прежде всего, создание индивидуальных маршрутов обучения, деятельность обучающихся по самообразованию в режиме наставничества, обучение в очно-заочной профильной школе, где учебный процесс осуществляется с привлечением профессорско-преподавательского состава ВУЗов и работа школьного научного общества.
Приоритетными формами работы с одаренными детьми в сельской школы являются формы, позволяющие развивать умение обучающегося самостоятельно приобретать знания, что очень важно в системе работы с сельскими школами.
Целью работы школьного научного общества с одаренными детьми являются:выявление одаренных детей;создание условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Для реализации первой цели решались следующие задачи:
- Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через обучение на курсах повышения квалификации;участие в обучающих семинарах, подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых печатных поступлений; научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
- Участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись педагогом наставником, который: выполняет функции научного руководителя, выводящего воспитанника на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим ребенком;обеспечивает необходимое одаренному обучающемуся общение; осуществляет связь с родителями одаренного обучающегося.
Для реализации второй цели решались следующие задачи:
- Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию способностей детей к самостоятельному познанию и обучению; развитию исследовательских умений, навыков планирования и саморегуляции у обучающихся.
- Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с педагогом.
Поскольку педагог обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной обучающимися теме научного исследования;создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей обучающегося.
- Разработка гибких индивидуальных программ обучения воспитанников, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что целью индивидуальной программы обучения одаренного обучающегося является создание условий для оптимального развития творческих способностей.
В процессе работы школьного научного общества применяются разнообразные формы развития творческих способностей одаренных детей в условиях сельской школы. Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.
Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление — групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление — массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
- Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило педагог)
Обучающийся |
Педагог |
Руководитель научного общества |
индивидуально выбирает тему |
мотивирует запрос |
мотивирует исследовательскую деятельность обучающегося обеспечивает обучающихся методиками исследования и доступ к разнообразным источникам информации по выбранной теме |
выполняет исследование |
-обучает способам исследовательской деятельности —консультирует |
планирует и организует работу педагогов по педагогическому руководству учебными исследова-ниями школьников организует консультации с учеными вузов организует выездные научные экспедиции по сбору материала к исследовательской работе |
- устраняет недостатки в исследовательском проекте — представляет работу |
- анализирует проект —дает рекомен-дации |
анализирует состояние исследовательской работы научного общества |
Научно-исследовательские работы воспитанников носят социально-значимый и прикладной характер: с результатами исследований знакомятся учителя и школьники образовательногго учреждения, родители
Период участия в работе школьного научного общества характеризуется переоценкой ценностей. Стремлением большинства учащихся к интеллектуальному развитию и саморазвитию. В качестве положительных результатов работы можно отметить следующее: отмечается рост общительности детей, посещающих научное общество; повышается рост успеваемости обучающихся; повышается рейтинг среди одноклассников; изменяется круг интересов чтения учащихся: стала востребованной литература по логике, психологии, справочная и специальная литература в соответствии с предметными областями; дети реально оценивают свои способности и выбирают осознанно свою будущую профессию.
Результаты участия обучающихся в массовых мероприятиях различного уровня свидетельствуют о высоком качестве выполнения обучающимися работ исследовательского характера.
Работа обучающихся в научных обществах дает возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает приобрести уверенность в себе. Для многих воспитанников это шанс правильно выбрать профессию, которая приносила бы не только материальный достаток, но и моральное удовлетворение.
Литература:
- Дьюри, Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997.- 204 с.
- Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. М., ООО «ДОД», 2008. — 120с.
- Пиаже, Ж. Метод исследования. М.: Совершенство, 1992. — 192с
- Панютина, Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2007. — 204 с.