Воспитание сознательности и чувства ответственности у учащихся через занятия физической культурой и ведение индивидуального дневника
Автор: Мороз Любовь Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 10.11.2015
Статья просмотрена: 408 раз
Библиографическое описание:
Мороз, Л. А. Воспитание сознательности и чувства ответственности у учащихся через занятия физической культурой и ведение индивидуального дневника / Л. А. Мороз. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9112/ (дата обращения: 15.11.2024).
Известно, что искусство отражает культуру, взгляды, переживания и многое другое происходящее в обществе на разных этапах и временных промежутках его развития. Физическое воспитание — тоже искусство! Искусство, которое проходит свой путь развития, сочетая в себе всё вышеперечисленное. Насколько это развитие положительно или отрицательно, зависит от многих факторов, но в первую очередь, от того, кто его творит.
Влияние и значение физической культуры и спорта на жизнь общества и воспитание каждого человека нередко рассматривалось на государственном уровне, ведь оно, государство, несет ответственность за благосостояние своего народа.
Развитие физической культуры и спорта — процесс действительно интересный и познавательный. Знакомство с ним, безусловно, полезно каждому человеку. Существует множество мудрых и достойных подходов в образовании, которые уже доказали на практике свою эффективность. Физическая культура постоянно претерпевала и претерпевает изменения. Она реформируется, дополняется и совершенствуется. Однако, ни одно мнение или предложение, ни одна мысль или идея не остаются без внимания, и путем проб и ошибок физическая культура стремится к совершенству. В разное время разрабатывались необходимые системы и методы для решения задач, поставленных обществом в зависимости от его потребностей (например: физическая культура в первобытном, рабовладельческом обществе; национальные системы физического воспитания отдельных стран в начале XIX века; развитие физического воспитания на территории современной Российской Федерации в разные эпохи и т. д.). И вот уже настало время, когда инновационные технологии довольно эффективно используются на занятиях физической культурой в общеобразовательных учреждениях.
На мой взгляд, в настоящее время существует проблема отсутствия сознательности и ответственного поведения среди учащихся. Часто учащиеся совершают какие-либо действия, не осознавая при этом ни причин, ни последствий совершаемого. Такое прослеживается и на занятиях физической культурой. Это касается не только внешних проявлений активности двигательных действий под воздействием основных и вспомогательных средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических факторов и сил природы), но и внутреннего состояния учащихся, их отношений и чувств.
Широкое распространение понятий, доступность теоретических и практических средств не предусматривают правильного и грамотного их использования. Социальное общение, модные тенденции и недостаток личного опыта могут привести далеко не к положительным результатам. А при неумелом воздействии возможен запуск нежелательных процессов с огромной вероятностью необратимых последствий. Поэтому считаю необходимым предупреждение учащихся и их родителей о вреде неорганизованных и произвольных самостоятельных занятий физическими упражнениями, побуждение к внимательному подбору упражнений и изучению их влияния на организм.
Физическое воспитание человека происходит не только на классных занятиях физической культурой и спортивно-массовых мероприятиях. Оно начинается задолго до прихода в школу и продолжается в течение всей жизни. Уроки физической культуры не способны вместить в должном объеме всего необходимого для развития, поддержания достигнутых результатов, физического и духовного совершенствования и укрепления здоровья учащихся. Разность в физическом развитии, воспитании, эмоциональной настроенности учащихся на учебных занятиях и ограниченность во времени значительно влияют на получение нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания, развитие наблюдательности, внимания, восприятия. Достижение повышения уровня устойчивой общей работоспособности каждого ученика остается процессом длительным или недостижимым в желаемом виде.
Поэтому в практике физического воспитания применяются индивидуальные творческие и самостоятельные домашние задания. Это повышает интерес учащихся и плодотворность работы на уроках. Контроль и проверка таких заданий побуждает учащихся к ответственному выполнению. Но выполнение поставленных задач не означает, что ученик понимает и осознает сущность проделываемой работы, необходимость в ней и результат по её окончании. В данной ситуации требуется найти такой вид работы, в котором учащийся вынужден был бы «встретиться с собой наедине», понаблюдать за своими действиями, решениями, эмоциями, самочувствием вдали от внешнего и постороннего влияния, чтобы выполнение этой работы требовало сосредоточенности, наблюдательности, внимания, самостоятельного труда. Этому может поспособствовать обязательное самостоятельное задание в форме ведения индивидуального дневника. Одним из важных условий является то, чтобы при заполнении этого дневника акцент в его содержании падал не на описание двигательных действий или предметов, с помощью которых совершаются действия, а на то, что по этому поводу думает учащийся. Он — объект, к которому обращено воспитание. Также важен в такой работе контроль и наблюдение учителя за выполнением каждого или группы заданий, накопление полученного материала для периодического анализа за протеканием воспитательного процесса и его особенностями, положительных и отрицательных результатов, и возможности вовремя остановить или исправить нежелательное воздействие на физическое и духовное развитие учащегося. Однако для воплощения идеи в жизнь необходима серьезная и тщательная подготовка: разъяснительные беседы с родителями и учащимися, объяснение им необходимости должного подхода в такой работе, проведение анкет с целью выявить, насколько готовы учащиеся и их родители к заданию и насколько оно понятно.
Данные объективных показателей (ЧСС и другие), полученные и анализируемые с помощью учителя в процессе занятий, учащиеся могут использовать в своих дневниках. А субъективные (настроение, самочувствие и др.) показатели остаются индивидуальным заданием учащихся. Доступно объясняет сущность субъективных факторов О. С. Клименкова: «…настроение как отражающий показатель психического состояния занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Самочувствие — важный показатель оценки физического состояния, влияние физических упражнений на организм. Утомление — физиологическое состояние организма. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности…». [1] Несомненна значимость этих факторов, а, следовательно, и их учёта в воспитательной деятельности. Актуальность учёта личностной «настроенности» занимающихся подчеркивает Е. М. Якуш: «Из практики физического воспитания и спорта известно: если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физической культуры является важным аспектом формирования сознательности и активности». [2] Также Елена Михайловна пишет о сознательности следующее: «Сознательное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающихся». [2]
Среди прочих домашних заданий у учащихся появятся и домашние задания, связанные с занятиями физической культурой. И эти задания в форме ведения дневника будут включать в себя письменный анализ, который в какой-то степени сохранит внимание учащихся к учебному предмету, дополнит пройденное занятие или занятия, продлит процесс обучения и закрепит полученную информацию и знания. Тем более что домашние задания по физической культуре не всегда могут иметь как таковую регулярность на практике или применяются, скорее, по индивидуальной (частной) необходимости. В спорте дневники самоконтроля используются для того, чтобы правильно оценивать эффективность занятий спортом, физическое развитие и др. На подобии дневника самоконтроля учащимся предлагается регулярное ведение индивидуального дневника по занятиям физической культурой. Дневник включает в себя наблюдение, анализ и вывод. В этом случае, через анализ в дневнике мы пробуем привить учащемуся внимательное отношение к самому себе, чтобы он обращал внимание на то, что он делает на занятиях физической культурой. И таким образом пришел к выводу, что взаимосвязано и взаимовытекаемо абсолютно всё, что ничего не бывает просто так. При анализе выявляется причина и следствие. Откуда осознанное понимание переходит в понимание ответственности. А главное, что при систематической практике в этом спустя определенное время опыт, полученный учащимися, вероятно, перенесется и на все сферы их деятельности. Следовательно, они будут строить свою взрослую жизнь сознательно, интересно и целенаправленно и будут примером для следующего поколения. Такой дневник повысит эффективность и благоприятное использование педагогических принципов в физическом воспитании. Важно отметить, что ведение дневника ни в коем случае не должно быть представленным в определенной строгой форме или регламентированных рамках. Его заполнение — творческий процесс.
Литература:
- Клименкова О. С. реферат: «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания», Пенза 2010
- Якуш Е. М. Пособие: «Средства, методы и принципы физического воспитания», Минск 2014