Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Авторы: Мокеев Сергей Владимирович, Минюк Сергей Александрович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 04.11.2015
Статья просмотрена: 525 раз
Библиографическое описание:
Мокеев, С. В. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности / С. В. Мокеев, С. А. Минюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9118/ (дата обращения: 15.11.2024).
За последнее десятилетие неуклонно снижается уровень физического развития детей. Современные дети играм на свежем воздухе предпочитают домашний уют наедине с компьютером. У учителя физической культуры особая роль: для большинства детей он является единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им всегда быть в хорошей физической форме. Поэтому главная цель нашей работы: прививать учащимся интерес к здоровому образу жизни, к подвижным играм, поддерживать в них жизненный оптимизм и здоровый соревновательный дух, воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
В основе всех уроков физической культуры — здоровьесберегающие технологии. На уроке физкультуры они основаны на возрастных особенностях организма, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании положительных установок на успех («педагогика успеха»). Одна из составляющих здоровьесбережения школьников — игровые технологии. В игре учащиеся обретают не только уверенность, но и реальную возможность стать лидерами. Поэтому на уроках мы применяем разнообразные подвижные, спортивные игры, объединяющие в себе народную и физическую культуры.
Личностно-ориентированные технологии в работе способствуют раскрытию индивидуального потенциала ученика, его социализации. Каждый ребенок должен чувствовать, что урок интересен и полезен для него. Мы стараемся использовать на уроках наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например, прыжок в длину с разбега: в какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться? У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее и лучше решают поставленную задачу.
На уроках физкультуры очень важен индивидуальный подход в оценивании результатов детей с учетом личных достижений каждого. Главная задача — привлечь каждого ученика к исследованию своего организма, к пониманию потенциала, заложенного в нем. Мы ведем с учениками «Дневник самоконтроля по физической культуре» для развития у них самоконтроля, самооценки. Он предполагает самостоятельное наблюдение учащимися за уровнем своего физического развития, физической подготовки. Измерения проводятся три раза в учебный год, т. е. в сентябре, декабре и мае, наглядно представляя динамику исследуемых субъективных характеристик. На странице «Мое эмоциональное состояние» ведется анализ самочувствия, активности и настроения. «Дневник самоконтроля по физической культуре» является своеобразной зачетной книжкой физического состояния школьника.
Помогают оптимизировать процесс обучения групповое обучение. Использование групповых технологий при изучении разделов «Гимнастика», «Спортивные игры» позволяет увеличить моторную плотность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Информационно-коммуникативные технологии занимают особое положение в современном обучении. На уроках и секционных занятиях мы применяем электронный вариант тактических схем и технических действий игры в баскетбол, футбол, мини-футбол. Использование электронных схем помогает учащимся лучше понять структуру техники и тактики упражнений и комбинаций в спортивных играх. А на практических занятиях они легче воспроизводят элементы отдельных упражнений с мячом и без него.
Во внеурочной деятельности практическая реализация поставленных задач осуществляется через работу таких спортивных объединений, как лыжные гонки, баскетбол, волейбол, туризм, а также организацию спортивных праздников, соревнований, фестивалей, туристических слетов.
Использование современных образовательных технологий в едином комплексе позволяют снизить заболеваемость ОРВИ и ОРЗ, уменьшить пропуски учащимися учебных занятий без уважительных причин, добиваться призовых мест на соревнованиях, туристических слётах.
Литература:
- Менчинская Е. А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М.:ВАКО,2007. — 102с.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., Просвещение, 2002–105с.
- Бутин И. М., Викулов А. Д. Развитие физических способностей детей. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 80 с.