Роль музейных уроков в целях развития познавательной активности учащихся в изучении чеченской литературы
Авторы: Мальсагова Малика Хамидовна, Абулханова Аза Ахметовна, Махмалиева Есита Кагировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 1364 раза
Библиографическое описание:
Мальсагова, М. Х. Роль музейных уроков в целях развития познавательной активности учащихся в изучении чеченской литературы / М. Х. Мальсагова, А. А. Абулханова, Е. К. Махмалиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9120/ (дата обращения: 19.12.2024).
Федеральные и государственные образовательные стандарты профессионального образования усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентности обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и навыков, любой начинающий специалист обладал не только определённым уровнем знаний, умений и навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.
В наше время, когда в обществе происходят радикальные изменения, идет возрождение народных традиций, для образования важным и нужным является процесс эффективного познания ребенка, его нравственное воспитание.
Единой целью современного образования, отмечают специалисты, является социализация и разностороннее развитие личности ребенка. Эта цель может быть реализована при наличии умения педагога обогащать, модернизировать содержание профессиональной деятельности посредством критического, творческого осмысления, освоения и применения на практике достижений науки и техник. Именно учитель должен выбрать ту технологию, ту методику, которая дает наиболее ощутимый результат. Вот поэтому каждый педагог стремится к реализации основной единой цели образования. Применяя на практике технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, используя элементы этих технологий в разных сочетаниях, они создают собственные технологии, тем самым повышают уровень своего педагогического мастерства. Вот так и рождается та или иная технология, такая, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом [9].
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора учащихся — прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств учащихся, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире [3].
Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.
Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в среде музея. Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории — «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.
Музейные уроки — это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений. Музейные уроки значительно расширяют возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Они направлены на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогают обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.Такие уроки отличается от обычных тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры [9].
Музейные экскурсии имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности. Задачи экскурсии: с какой целью проводится экскурсия. Бывают вводные экскурсии по курсу или по теме. Их задача заинтересовать учащихся материалом, который будет изучаться на последующих уроках. Заключительные экскурсии проводятся после прохождения темы, с целью закрепления и повторения пройденного материала.
В Чеченской Республике достаточно большое количество музеев, исторических, географических и культурных достопримечательностей для проведения комплексных литературных экскурсий. Особую ценность для комплексных экскурсий представляют этнографические литературные дома-музеи [1,6].
Литературный музей М. Ю. Лермонтова учрежден Министерством культуры ЧР 8 октября 2004 г. на базе дома бывшего имения Хастатовых в с.Парабоч, Шелковского района Чеченской Республики. Дому этому без малого 250 лет. Двухэтажный дом-усадьба, некогда принадлежал отставному генерал-майору, помещику шелкозаводчику Акиму Васильевичу Хастатову, за которым была замужем родная сестра бабушки М. Ю. Лермонтова по матери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой — Екатерина Алексеевна Столыпина. Поэт трижды посещал этот дом. Впервые — в 1818 году, в четырехлетнем возрасте. Детские воспоминания о красоте Терека и гор, о казаках и чеченцах остались с поэтом на всю жизнь. Проживавший в имении дядя поэта стал прообразом главного героя повести «Фаталист». Затем Лермонтов посетил этот дом в 1837 году, в начале ссылки на Кавказ. Уже повзрослевшему Лермонтову А. В. Хастатов рассказывает о своих приключениях, и как он похитил кумычку Бэлу, и какие романтические отношения были у него к ней. Этот сюжет послужит М. Ю. Лермонтову основой при написании романа «Герой нашего времени». В последний, третий, раз Лермонтов побывал в имении Хастатовых в 1841 году — незадолго до своей гибели на дуэли. Здание это сохранилось на удивление хорошо. К счастью, во время военных действий особняк не пострадал. И самое главное — сохранилась его внутренняя архитектура, комнаты, ставни на окнах и даже некоторые вещи, современницы великого поэта. В имении Хастатовых в разное время побывали знаменитые Александр Дюма, Лев Толстой, прославленный адмирал И. Д. Потанин, а также космонавт В. Комаров и многие другие.
Литературно-мемориальный музей имени одного из основоположников вайнахской литературы, поэта-классика Арби Мамакаева. Комплекс был основан в 1989 году, как народный музей в селе Надтеречном (Лаха-Невре) Чеченской Республики. Музейные фонды составляют более 3 тыс. единиц хранения. В самые тяжёлые для республики годы музей, несмотря на все трудности, музей продолжает расти, благодаря усердию и кропотливому труду его создателей и общественности района. Все эти годы музей ни на один день не прекращал своей работы, экспонаты тщательно оберегались, появлялись новые интересные экспозиции, например, посвящённая 60-летию Великой Победы. В девяти рабочих комнатах размещены более 2 тыс. экспонатов, рассказывающих не только об Арби и его литературном наследии, но и об историческом прошлом представителей вайнахов, о земляках-участниках войн со времён Первой мировой. Музейный комплекс состоит из реставрированного жилого дома (постройка конца 19-го века), в котором родился и вырос Арби Мамакаев, хозяйственных построек, мемориального сада, созданного известными в республике писателями, учёными, деятелями культуры, бюста на мраморном постаменте на фоне стилизованной чеченской традиционной каменной башни [4,8].
Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт». В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные периоды своей истории. На территории музея большая экспозиция, представленная старинными предметами быта, архитектурными сооружениями в национальном стиле и другими интересными экспонатами (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Донди-Юрт (быт)
Рис. 2. Донди-Юрт (строения)
Литературно-этнографический музей, посвященный великому русскому писателю Л. Н. Толстого. Музей, расположен к северо-востоку от столицы Чечни в станице Старогладовская, где писатель провел несколько лет в 1850-х годах. с музеем находятся места, в которых в 1850-е годы Лев Толстой провел около трех лет. Здесь он написал повесть «Детство», которая принесла ему известность. Накопленные им здесь впечатления нашли также свое отражение в таких его известных произведениях как «Казаки», «Набег» и «Хаджи Мурат».
Аргунский музей-заповедник. Находится в самой живописной и, в тоже время, в самой высокогорной и труднодоступной части республики (рис. 3 и 4). В заповедник входят территории Итум-Калинского и Шаройского районов полностью, и частично Ачхой-Мартановского (Галанчож, Ялхарой, Акки и Хайбах), Веденского (Кезеной, Хой и Макажой) и Шатойского (Борзой, Тумсой, Харсеной) районов [2,5].
Рис. 3 Никаройские башни
Рис. 4. Ушкалойские башни
На территории заповедника более 150 башенных поселений, в которых сотни жилых и боевых башен различной степени сохранности, около 20 культовых сооружений, более 150 полуподземных и надземных склепов. Всего на территории музея-заповедника находятся около 600 памятников истории, культуры, археологии и природы.
Краеведческий музей «Родной край — окно в большой мир» гимназии № 2 г.Грозный, в котором многочисленные экспонаты распределены по темам: быт и культура; обычаи и традиции; медицина; флора и фауна; спорт; наука; «старый» довоенный Грозный. Музей содействует расширению и укреплению толерантного пространства, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы учащихся, поддержке творческих способностей учащихся, интереса к истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [7].
Мемориальный комплекс «Аллея Славы» — место, являющееся данью памяти десяткам тысяч героям- участникам Великой Отечественной Войны. Как и во всех городах России в память о погибших воинах ВОВ, здесь горит вечный огонь. Бронзовые барельефы по периметру музейного мемориального комплекса отображают крупнейшие сражения ВОВ, такие, как Брестская крепость, Сталинградская битва и др. Тут же можно увидеть портретные изображения героев Советского Союза, выходцев из Чечено-Ингушетии. Все они были разных национальностей, но с единой Родиной. Музей А.-Х.Кадырова — один из самых красивых и молодых музеев ЧР, входит в мемориальный комплекс «Аллея Славы» и является одним из главных его достопримечательностей. Постоянно пополняющаяся экспозиция музея пока не велика, но очень интересна. В Мемориальный комплекс входит 36-ти метровая стела в виде чеченской башни.
После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия. Затем можно организовать выставку оформленных материалов, наглядных пособий — схем, макетов — и провести конференцию, на которой учащиеся выступят со своими сообщениями.
Литература:
- Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся/ З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
- Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете. В сборнике: Полевые практики в системе высшего профессионального образования: материалы IV международной конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.
- Долженко Г. П. Экскурсионное дело. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 272 с.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.
- Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 1–5.
- Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.
- Даудова Я. А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник — Геланча. № 1 (18) 2013.
- Лорсанова Л. С., Нуцулханова М. Ю., Темирсултанова Х. М. Элементы народного фольклора на уроках географии в целях повышения интереса к предмету. В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы VII Международной научной конференции. Самара, 2015. С. 82–84.
- Электронный ресурс: nfourok.ru/muzeynyy_urok_kak_odin_faktorov_razvitiya_lichnostnoy_i_professionalnoy_samorealizacii_v_sfere.